Бретонская тяжеловозная порода лошадей: фото, экстерьер и характеристика

Бретонская тяжеловозная порода лошадей: фото, экстерьер и характеристика

Бретонец, не смотря на свою массивность и короткие ноги, поразительно активная лошадь.


Бретань, одна из провинций Франции, находится на северо-западе страны. Эту область характеризует достаточно суровый климат и скудные земли, что обусловило необходимость создания сильных и выносливых лошадей.

История бретонской лошади уходит корнями в далекое прошлое, но до сих пор нет единого мнения о ее происхождении. По одной из версий породе 4 000 лет или больше. Порода была завезена в Европу арийцами, мигрирующими из Азии. По другим версиями, порода происходит от лошадей, которые разводились Кельтскими воинами.

Лошади, на которых ездили кельты, скорее всего, были потомками лошадей, живших в степи, останки которых были найдены в Бретонских Горах (Breton Mountains) много лет назад.

Коротконогий, коренастый и могучий бретонец является поразительно подвижной тяжеловозной лошадью, что указывает на его предка – норфолькского роадстера, и еще более раннего – араба. Как и большинство южно-европейских заводчиков, бретонцы использовали в своей племенной работе лошадей, привезенных с Востока в период крестовых походов, которых они скрещивали с менее благородным местным племенным материалом, а далее улучшали английской и другими континентальными кровями, в данном случае не слишком успешно.

В течении столетий сформировалось несколько типов бретонского коня. Со средних веков известно два типа бретонца: сомье и руссен.

Сомье происходит из Северной Бретони и использовался в качестве упряжного коня в земледелии.

Руссен, более легкий по конституции, разводился на юге и в некоторых центральных частях Бретони и был любимой лошадью под седло, благодаря своей удобной иноходи. В 17 столетии множество руссенов много вывезено в Канаду, где и сейчас можно увидеть его влияние.

Bidet Breton (Бидет Бретон) был очень популярен среди многих военачальников во времена средневековья, благодаря своей удивительной походке, которая с легкостью может переходить в быстрый бег. В это время скрещивание пород продолжалось. Заводчики выводили различные породы, для того, чтобы удовлетворить экономические потребности различных периодов времени.

В конце 19 века порода развивалась дальше, скрещиваясь с першеронами, арденскими и булонскими лошадьми. Это привело к возникновению тяжелого упряжного бретонского коня огромной мощи.

В 19 веке сформировался и другой тип бретонского коня, известный как почтовый (постьер), менее мощный, чем его тяжелый родственник. Почтовый тип – способные к быстрым аллюрам лошади, полученные в результате улучшения местной бретонской породы жеребцами першеронской породы, норфолькскими рысаками и гакне, а также чистокровными арабскими и верховыми английскими. Использовались в 1930 в Эстонии для улучшения торийской породы. Порода использовалась также при выведении бельгийских тяжеловозов.

Существует еще один тип бретонского коня, корлайский, выведение которого основывалось на горных пони и сейчас он встречается очень редко.

Порода очень популярная во Франции и широко экспортируется по всему миру.

Почтовый бретонец был раньше прекрасной лошадью для перевозки артиллерии, а также с успехом возил дилижансы и кареты. Большой бретонец отлично тянет плуг и носит очень тяжелые вьюки. Послушный и легкий в управлении, дружелюбный и внимательный, он задействован также в работах на виноградниках юга Франции. Столица бретонского коневодства – Ландивизио, где до сих пор работа с породой продвигается очень активно.

Бретонца очень ценят в качестве улучшителя пород. Завезенный в Италию, на Паданскую равнину, он способствовал созданию сельскохозяйственного итальянского тяжеловоза. В Англии его скрестили с другими породами, чтобы получить быстрого и выносливого верхового коба. В Северной Африке, скрещенный с местными лошадьми, он произвел на свет очень крепких и энергичных коней. Он был экспортирован на Балканы и, наконец, в Японию.

Высота бретонца колеблется от 152 до 163 см. Масть обычно рыжая, но часто встречаются чалая, серая, гнедая и соловая; очень редко – вороная. Голова довольно квадратная, с широким лбом, обычно с прямым профилем, иногда слегка приплюснутым, уши расположены низко, маленькие и мягкие, глаза широко расставлены, живые, с добрым выражением, ноздри широкие.

Шея короткая, дугообразная, крепкая, мускулистая. Спина покатая, но не слишком длинная, соответствует активному, быстрому и плавному ходу, особенно в рыси и шаге. Холка широкая, мускулистая, слабо выступающая; спинопоясничная линия короткая и прямая, спина широкая, круп широкий, мускулистый, покатый, двойной; хвост посажен достаточно высоко для тяжеловоза.

Грудь широкая, живот широкий и глубокий. Ноги короткие и мощные, с хорошей постановкой: предплечья сильные и мускулистые; пясти, иногда немного тонкие, крепкие и плотные; скакательные суставы широкие, выносливые и с хорошим углом сгиба; сухожилия толстые и могучие; бабки короткие. Копыта средних размеров, хорошо сформировавшиеся, с очень плотным рогом. На нижней части ног встречаются щетки.

Породы лошадей-тяжеловозов: их описание и фото

По сравнению с остальными лошадьми, тяжеловозы не такие резвые, энергичные и быстрые, но преимущество в выносливости и силе у них не отнять. Они были выведены специально для перевозки больших грузов, и отлично справляются с этой задачей уже несколько веков. Далее детально описаны все породы тяжеловозов.

Читайте также:
Эстонская порода лошадей: фото, характеристика и описание

Чем отличаются тяжеловозные породы лошадей?

Тяжеловозные лошади обладают могучим телосложением, внушительной силой и спокойным нравом. Сегодня они не так востребованы в перевозке грузов, как это было сто лет назад, но в некоторых труднодоступных местностях без таких помощников до сих пор никуда. Они пользуются спросом в частных домохозяйствах, в лесозаготовке, на кумысных фермах, а также их разводят в качестве мясных пород. Нередко чистопородных тяжеловозов применяют для повышения качества местного поголовья.

Внешний вид тяжеловозных пород лошадей не столь привлекателен, как у других скакунов. Тело у них массивное, мускулистое, по росту и весу они заметно обогнали другие породы – высота некоторых особей может превышать 2 метра, а вес – 1 тонну.

Лошади-тяжеловозы славятся своим мягким аллюром. Чередовать шаг с галопом и рысью они могут практически незаметно для наездника – ощущения тряски в седле нет. Лошади отлично подходят для начинающих всадников. К тому же, спокойный и уравновешенный характер, доброта и привязанность к наезднику делают лошадь верным другом и помощником для человека на всю жизнь.

Перспективы разведения тяжеловозных пород лошадей широки. Селекционеры стараются сохранить их генофонд и всячески улучшают существующие породы. Выработка оптимально полезных характеристик лошадей по типу устойчивости к различным заболеваниям, простоте содержания, восприимчивости к большому диапазону кормов и тому подобное – стремление современной селекции, которая развивается внушительными темпами.

Для более полного представления о лошадях тяжеловозных пород стоит рассмотреть самые распространенные и известные из них подробнее.

Коренные породы

Эти породы самые старые и являются родоначальниками современных пород многих лошадей. Коней-тяжеловозов применяли еще в древние времена и даже к новому времени они сохранили свои особенности.

Бельгийская (Брабансон)

Тяжеловозная порода лошадей родом из Бельгии носит название Брабансон. Известны эти лошади уже пару десятков веков, что делает их родоначальниками многих пород. Современные особи практически не отличаются от их средневековых потомков, тогда как многие другие подобные породы лошадей разбавлялись путем скрещивания с верховыми жеребцами. Аутентичность брабансона очень ценится, она подчеркивает его пропорциональный и гармоничный экстерьер.

По своим размерам бельгийские тяжеловозы редко превышают высоту в 1,7 метра и 1,2 тонны веса. В породе преобладает гнедая и рыжая масть. Эти лошади быстро развиваются до половозрелого состояния и отлично акклиматизируются в новых условиях. Их неприхотливость к кормам, хорошая работоспособность и спокойный, покладистый характер давно известны многим коневодам.

Шотландская (Клайдсдейл)

Сегодня породу тяжеловозных лошадей Клайдсдейл можно заслуженно назвать одним из национальных сокровищ Шотландии, хотя всего несколько десятков лет назад эти лошади находились под угрозой исчезновения.

Выведены клайдсдейлы были около трех веков назад – их прародителями являются английские и бельгийские породы тяжеловозов, скрещенные с местным поголовьем. В результате кропотливой селекции получилась выносливая, сильная порода, больше похожая на верховую нежели тяжеловозную.

В период развития сельского хозяйства шотландские тяжеловозы были востребованы для работы на фермерских угодьях, но технический прогресс со временем снизил их популярность, что чуть не привело к потере породы. Но с восьмидесятых годов прошлого столетия ведется активная деятельность по восстановлению поголовья клайдсдейлов, и уже сегодня их насчитывается несколько тысяч особей.

По своему виду шотландские тяжеловозы схожи с шайрами, они лишь немного уступают им в весе и размере. У лошадей сильные ноги с массивными копытами, крупные горбоносые головы, длинные уши, короткая шея, на которой располагается хорошо выраженный шейный гребень. По масти они обычно чалые, вороные, рыжие и гнедые, на ногах, животе и голове характерно наличие отметин.

Разводят клайдсдейлов в современных реалиях не только для полевых работ – они также часто появляются на различных конных выставках в Шотландии, Великобритании и США. За счет своего спокойного нрава и хорошей проходимости эта порода отлично подходит для экотуризма, что еще больше повышает ее популярность среди фермеров и заводчиков лошадей.

Першерон

По поводу времени выведения тяжеловозных лошадей породы першерон, среди иппологов мнения расходятся – некоторые считают, что она насчитывает многовековую историю, другие же придерживаются точки зрения, приписывающую ей лишь полувековой возраст. Но в одном специалисты сходятся – во времена ее выведения задействовались не только массивные тяжеловозные лошади, но и арабские рысаки чистой крови.

В современных першеронах родом из Франции видны восточные корни: форма головы, грация движений, серая масть. Средний вес особи составляет 800 кг, высота в холке доходит до 1,8 м. На шее першеронов, имеющей особой красоты изгиб, располагается ярко выраженный гребень, грудь у породы широкая, спина короткая, на сухих крепких ногах выделяются широкие копыта.

Данная порода тяжеловозов крайне вынослива, гармонично сложена, обладает добрым нравом и спокойным, мягким ходом. Благодаря таким качествам першероны сегодня пользуются большой популярностью среди любителей лошадей. Во Франции распространение породы продвигается на государственном уровне – для использующих першеронов в своих хозяйствах фермеров выделяется финансовая поддержка.

Читайте также:
Готландский пони или Скогсрусс: Russ, фото, описание и происхождение

Шайры, также известные как английские тяжеловозы, считаются представителями древнейшей породы, которые использовались людьми еще во времена военных походов римской империи. Также английские тяжеловозы выделяются своим ростом и признаны многими коневодами самыми высокими лошадьми на земном шаре.

В последнее время особой популярностью пользуются лошади породы Шайр-горс, являющиеся потомками английских кобыл, скрещенных с голландскими жеребцами. По своим размерам эти лошади довольно разнообразны и могут подходить для различных целей, от езды шагом до запряга в повозку. Современные шайры были выведены около пары веков назад.

Шайров вполне можно назвать самыми крупными и мощными из всего лошадиного царства. В холке их высота может составлять более 180 см, а вес – превышать 1,1 т. Разведением породы занимаются во многих странах мира. Это вызывает особые сложности, ведь корма на таких лошадей нужно в 3 раза больше, что вынуждает заводчиков искать пастбища увеличенной площади для заготовки сена на зиму.

Битюг

Битюг представляет собой тяжелоупряжную породу лошадей, выведенную специально для гужевых и сельскохозяйственных нужд. На сегодняшний день порода считается вымершей.

В качестве самостоятельной породы битюги стали известны в 18 веке. Имеется несколько версий их происхождения, наиболее популярной из которых является становление породы по инициативе Петра Первого. Средний рост битюков составлял 1,6 метра, они имели крепкую развитую спину, длинное тело и оброслые ноги, масть в основном была бурая. Породе приписывали спокойный характер, повышенную выносливость и неприхотливость в корме, что делало ее столь популярной в те времена.

Использовались битюги в сельскохозяйственных работах, но чаще всего этих лошадей можно было видеть у извозчиков. В русской литературе тех времен часто встречается описание данной породы, по большей части это случилось из-за того, что они составляли подавляющее большинство лошадей, задействованных в промышленном извозе.

Породы из разных стран

Тяжеловозные лошади применялись во многих странах. Со временем они усовершенствовались и адаптировались к условиям жизни и климата.

Австралийская

Сегодня имеется строгий стандарт для австралийской породы, за соблюдением которого следит Общество Племенной Книги Австралийских тяжеловозов, образованное еще в 1979 году. До этого порода своей чистотой не отличалась. Первые ее представители были получены в начале девятнадцатого века путем скрещивания разводимых в Австралии в то время пород, среди которых преобладали першероны, шайры, клайдсдейлы, суффолки и брабансоны, с завезенными во время колонизации лошадьми.

Австралийская порода отличается головой средних размеров, широким лбом, средней длины шеей, плавной линией спины, широким крупом и грудью, хорошо развитым жировым гребнем у жеребцов.

По всей Австралии эти лошади принимают участие в различных соревнованиях. Их также часто используют во время лесозаготовки для транспортировки бревен в местности, где технике это не под силу. Фермеры применяют данную породу для сельскохозяйственных работ.

Владимирская

Тяжеловозы владимирской породы родом из Гаврилово-Посадского конного завода. Появились эти энергичные, сильные и привлекательные лошади в 1886 году после скрещивания местных неприхотливых и выносливых самок с клайдсдейлами родом из Англии. Также не обошлось в формировании породы и без знаменитых английских шайров. Официальное признание данная порода получила лишь в середине двадцатого века.

Владимирские тяжеловозы имеют крупное телосложение, в холке не превышают 1,7 метра. Наиболее распространённая масть – гнедая, реже встречаются вороная и рыжая.

Из внешних характеристик владимирских тяжеловозов выделяются:

  • мощная длинная шея;
  • крупная голова с выпуклым профилем;
  • в меру опущенный круп;
  • косо поставленная длинная лопатка;
  • обросшие мехом крепкие ноги;
  • густые грива и хвост.

Раньше лошадей данной породы запрягали в плуг, телегу либо упряжку. Сегодня их активно используют в конном туризме и спортивной охоте.

Советская

Лошади советской породы были получены путем скрещивания местных упряжных пород, имеющих самые разнообразные корни, с брабансонами. Полученный результат, если сравнивать с его бельгийскими родственниками, имеет несколько мелкие размеры, гармоничное телосложение, очень подвижен. Официальная регистрация советской породы состоялась в 1952 году.

Из характеристик лошади:

  • вес – до 1 т;
  • высота в холке – до 1,7 м;
  • основные масти – рыжая и гнедая.

По особенностям внешнего вида советские тяжеловозы мало чем отличаются от стандартных лошадей подобного типа: средних размеров голова, средняя мускулистая шея, широкие спина и холка, раздвоенный свислый круп, крепкие ноги средней длины. Для кобыл данной породы характерна высокая молочность.

Русский тяжеловоз

Данная порода лошадей выводилась долгое время, а официально зарегистрирована была в 1952 году, как и советский тяжеловоз, но путать их не стоит. Поголовье породы основано на тяжеловозах родом из Бельгии. Лошади получились крупные и отлично подходящие к местным условиям содержания.

К их основным характеристикам относятся:

  • вес – до 700 кг;
  • высота жеребцов в холке – до 1,5 м;
  • масти – рыжая, чалая, гнедая, вороная.

У русских тяжеловозов легкая, сухая голова с широким лбом, широкая холка, длинная широкая спина, мускулистая шея, широкий раздвоенный круп, средней длины немного обросшие ноги. Эту породу относят к небольшим тяжеловозам. Она прекрасно подходит для сельскохозяйственных работ, имеет отличные мясные и молочные свойства.

Читайте также:
Арабская порода лошади: характеристики, масти, описание, использование в России, фото и видео

В последнее время многие фермерские хозяйства занимаются племенным разведением русских тяжеловозов. Среди таких хозяйств многие специализируются на производстве кумыса.

Булонская порода

Булонскую породу тяжеловозных лошадей многие иппологи считают наиболее популярной среди тяжеловозов Франции. Известны эти лошади были еще со времен античности. Зародилась булонская порода на территории северо-запада современной Франции путем скрещивания привезенных из завоеванных государств арабских скакунов с местным поголовьем. В последствии появилась потребность в более выносливых лошадях, для чего скрестили булонскую и мекленбургскую породы. В результате появились особо сильные лошади, и в 17 веке порода получила официальное признание.

Рост булонских лошадей в холке в среднем составляет 1,65 м, весить они могут до 900 кг. Тело у лошади мускулистое, она имеет большую, тонкую и короткую голову с широким лбом, дугообразную шею с короткой гривой, прямую и широкую спину, сильные короткие ноги, округлый круп и высоко посаженный густой хвост. Из мастей наиболее распространены сивая и серая.

Сегодня булонская порода широко используется на фермах. Также ее очень ценят селекционеры за отличный генотип, позволяющий скрещивать этих лошадей с другими породами для улучшения их качества.

Ирландская

Ирландский коб, у которого также имеется множество других названий – известная порода тяжеловозных лошадей. Сегодня представители этой породы популярны по всему миру, хотя не так давно о них мало кто слышал.

Ирландские тяжеловозы имеют небольшой рост – 1,45 м в среднем, и массу тела до 700 кг. По окрасу чаще всего встречается пегая масть, характерным отличием породы является наличие на шерсти белых пятен. Лошадь имеет массивную голову, длинные уши, короткую крепкую шею, прямую спину и мощный круп. Туловище лошади для ее небольших размеров довольно широкое.

По своей сфере применения ирландские кобы универсальны. Данную породу часто называют цыганской упряжной, что много говорит о ее качествах и области использования. Также кобы хорошо подходят для езды в седле, а среди фермеров эти лошади ценятся как помощники в сельхоз работах и за хорошую молочность.

Суффолк

Суффольская порода тяжеловозных лошадей родом из Англии. Названа она была в честь графства, где ее начали разводить. Эти лошади отлично подходят для тяжелых сельхоз работ, связанных с возделыванием глиняных почв, которые в изобилии присутствуют на востоке Британии.

Родоначальниками суффолков считаются местные и норманнские породы, которые в итоге дали им шерсть с отменным каштановым оттенком и массивный тяжелый корпус на коротких ногах. Этих лошадей ценят за их неприхотливость в содержании и малом расходе корма, что подтверждается многочисленными иппологическими исследованиями.

Высота в холке суффолков редко превышает 1,7 метра, а вес взрослого жеребца может достигать тонны. Лошади всегда выделяются яркой красно-каштановой мастью, имеющей множество оттенков. Порода отличается дружелюбным нравом.

Самые сильные тяжеловозы в истории

В истории известно много случаев транспортировки лошадьми огромных грузов, некоторые из них особо запомнились и были задокументированы. Эти лошади являются гордостью для их заводчиков и прямым доказательством огромных возможностей тяжеловозных пород.

Среди них можно вспомнить пару шайров из США, штат Мичиган, которые в 1893 году тянули сани с грузом общим весом чуть более 42 тонн. Также в шестидесятые годы прошлого века отличился советский жеребец Форс, 35 метров протянувший прицеп с грузом, вес которого составил практически 23 тонны. Но наиболее заметное достижение, внесенное в книгу рекордов Гиннеса, принадлежит шайру по кличке Вулкан, что в 1924 году на британской выставке сумел в одиночку сдвинуть 47 тонный груз.

Лошади тяжеловозной породы изначально выводились для использования в хозяйственных работах и перевозки грузов. Создание и совершенствование пород проводилось и проводится до сих пор во многих странах. На сегодняшний день выведено большое число пород, но родоначальниками основной их части являются шайры и клайдсдейлы из Англии, першероны из Франции и брабансоны из Бельгии.

Бретонская лошадь

Бретонская лошадь (Breton horse) – порода тягловых лошадей из Бретани (провинция на северо-западе Франции). Эту область характеризует достаточно суровый климат и скудные земли, что обусловило необходимость создания сильных и выносливых лошадей.

История бретонской лошади уходит корнями в далекое прошлое, но до сих пор нет единого мнения о ее происхождении. По одной из версий породе 4 000 лет или больше. Порода была завезена в Европу арийцами, мигрирующими из Азии. По другим версиями, порода происходит от лошадей, которые разводились кельтскими воинами.

Коротконогий, коренастый и могучий бретонец является поразительно подвижной тяжеловозной лошадью, что указывает на его предка – норфолкского родстера, и еще более раннего – араба. Как и большинство южно-европейских заводчиков, бретонцы использовали в своей племенной работе лошадей, привезенных с Востока в период крестовых походов, которых они скрещивали с менее благородным местным племенным материалом, а далее улучшали английской и другими континентальными кровями, в данном случае не слишком успешно.

Читайте также:
Нордлэндский пони: фото, экстерьер, характеристика и описание породы

В течении столетий сформировалось несколько типов бретонского коня. Со средних веков известно два типа бретонца: большой бретон (высота от 160 см) и малый бретон (высота не более 140 см). Большой бретон происходит из Северной Бретани и используется по сей день в качестве в упряжного коня и в сельском хозяйстве. Малый бретон, разводится на юге и в некоторых центральных частях Бретани и читается хорошей лошадью под седло для длительных путешествий, благодаря своей удобной иноходи.


Постьер

В конце XIX века порода развивалась дальше, скрещиваясь с першеронами, арденскими и булонскими лошадьми. Это привело к возникновению тяжелого упряжного бретонского коня огромной мощи.

В начале XX века сформировался третий тип бретонского коня, известный как почтовый (постьер), менее мощный, чем его тяжелый родственник. Этих лошадей использовали для перевозки артиллерии. Постьер (высота до 155 см) – способные к быстрым аллюрам лошади, полученные в результате улучшения местной бретонской породы жеребцами першеронской породы, норфолкскими рысаками и хакнэ, а также чистокровными арабскими и верховыми английскими.

Существует и четвертый тип (официально непризнанный) – корлейский – самый легкий тип, при выведении которого приливалась арабская кровь. Корлеи использовались для работы под седлом. В настоящее время этот тип встречается крайне редко.

Бретонская лошадь очень популярная во Франции и широко экспортируется по всему миру. Во Франции в настоящее время порода разводится главным образом для производства мяса, также бретонец используется для работы на маленьких фермах.

Бретонская лошадь известна своей неприхотливостью, легкой приспосабливаемостью и большим желанием работать. Благодаря своей способности работать в очень теплом климате бретонца часто используют для улучшения пород в Испании, Италии и даже в далекой Японии.


Большой бретон

Высота бретонской лошади колеблется от 145 до 170 см. Живой вес достигает 800-1000 кг. Масть преимущественно рыжая, белая или гнедая. Вороная встречается редко.

Экстерьер: квадратная голова с прямым профилем, широким лбом, ясными глазами; уши маленькие, низко посаженные, довольно подвижные; короткая, сильная, мускулистая и умеренно изогнутая шея; холка хорошо выражена; сравнительно короткое, но сильное плечо; короткое широкое и мощное тело с округлыми ребрами; короткая спина с очень мощным крупом; короткие сильные конечности с обмускуленными бедрами; щетки на ногах небольшие.

Лошадь тяжеловоз

Лошади-тяжеловозы трудились рядом с человеком на протяжении многих веков. Мощные и выносливые, они помогали обрабатывать землю, перевозили грузы, сопровождали людей в военных походах. Сегодня техника заменила лошадиную силу во многих отраслях, однако человек по-прежнему прибегает к помощи этих животных и занимается их разведением. Многие из тяжеловозных пород сохранили свой внешний вид и рабочие характеристики, другие были утеряны или стали малочисленны.

Особенности экстерьера тяжеловозов

Внешность этого животного сразу выдает его принадлежность к тяжелым тяжеловесам. Голова у представителей таких пород отличается массивностью, грубыми формами. Уши короткие и малоподвижные, затылок короткий, место стыковки головы и шеи также характеризуется меньшими параметрами. Это имеет значение для коней, работающих под седлом, так как управлять животным, у которого короткий затылок, намного сложнее.

Лошадь-тяжеловоз отличается тяжелой, низкой и широкой холкой. Эта особенность конской физиологии позволяет животному легко выполнять тяговые работы, не нанося ущерба своему здоровью. Широкая грудная клетка обеспечивает правильную работу передних конечностей при перемещении лошадью тяжелого груза.

Экстерьер представителей тяжелоупряжных пород зависит от селекции. У каждой породы есть свои отличительные черты. Некоторые отличаются крупными габаритами, другие демонстрируют удивительную для тяжеловозов подвижность и грацию, третьи ценятся за свою выносливость и способность к размножению.

История

Историки полагают, что селекция и целенаправленное разведение коней тяжелой весовой категории начались в средние века. Рыцари, облаченные в железные латы, были непосильной ношей для любого из ездовых скакунов. Спрос на сильных боевых коней, способных нести тяжелый груз и выносить тяготы военных переходов, определил развитие пород тяжеловозов.

Селекцию сильных тягловых коней вели во многих странах Европы. В Прибалтике в конце XIX в. была выведена порода литовский тяжеловоз. Ее предки — дикие жмудские кони, жившие на территории современной Литвы. Для селекции новой породы заводчиками использовались местные кобылы, шведские ардены и русская тяжеловозная порода. В результате они получили сильных выносливых животных, которые облегчили труд местных крестьян. Лошади этой породы используются в Прибалтике и сегодня. Их привлекают к полевым работам и перевозке грузов.

Европейские породы

Тяжеловозы европейской селекции отличаются удивительной выносливостью, мощными габаритами и силой. Многие из этих коней имеют еще и яркую внешность. Породы целенаправленно выводились для перевозки тяжелых грузов и участия в сельхозработах.

Кони данной породы выведены в Англии. Они имеют самый тяжелый вес из тяжеловозов, достигающий 1200 кг, и рост — до 1,85 м в холке. С XVI в. этих животных использовали в военном деле, затем коней начали привлекать как тягловую силу для сельхозработ.

Читайте также:
Порода лошади Русский рысак: фото, экстерьер, характеристики и описание

Помимо крупных габаритов, шайры отличаются хорошей скоростью. Окрас их бывает разным: серым, гнедым и даже вороным.

Бельгийская тяжелоупряжная брабансон

Брабансоны выделяются не только своей силой и выносливостью, но и ярким правильным экстерьером. При среднем росте у бельгийской тяжелоупряжной лошади короткие ноги с мощными суставами и густая короткая грива. Нрав у брабансона спокойный и покладистый. Животное трудолюбиво, его можно привлекать к тяжелым работам с двухлетнего возраста.

Читайте больше в нашей статье Брабансон лошадь

Ирландский тяжеловоз

Порода является универсальной. Ирландские тяжеловозы эксплуатируются не только в качестве тягловой силы. Кони участвуют в охоте и хорошо подходят для верховой езды. Они не боятся длительных переходов и уверенно чувствуют себя на пересеченной местности. Порода привлекает заводчиков своей выносливостью, неприхотливостью к кормовой базе и простотой ухода. Не обладая ярким экстерьером, ирландские тяжеловозы превосходят другие виды тягловых лошадей по силе.

Суффолк

Порода выведена в Англии и зарегистрирована в XVIII в. Выносливые и мускулистые, суффолки использовались для обработки тяжелых глинистых почв. Лошади обладают добрым покладистым нравом и сегодня используются в иппотерапии.

Першерон

Традиционный окрас першеронов — серый или вороной. Эти кони легко приспосабливаются к высоким нагрузкам, способны много и напряженно работать без отдыха. Среди преимуществ породы заводчики называют быструю адаптацию животных к смене климата.

Некоторые представители породы обладают высоким ростом — до 2,0 м в холке. Своим привлекательным экстерьером они обязаны арабским скакунам, которые присутствуют в родословной першеронов.

Булонский тяжеловоз

Булонские тяжеловозы отличаются своим изяществом. Эта порода коней была выведена во Франции. Хотя порода официально является тягловой, булонские тяжеловозные лошади выделяются привлекательной внешностью. У них выразительные глаза, высокий лоб, волнистая шелковистая грива. Животное обладает легким шагом, прекрасно идет рысью. Нрав у булонских лошадей спокойный и покладистый. Порода считается универсальной и привлекает заводчиков по всему миру.

Булонский тяжеловоз изначально существовал в 2 подвидах: малый и крупный. Коней крупных габаритов использовали для работы или запрягали в упряжку. Сегодня их разводят как мясную породу. Лошади миниатюрного типа практически утрачены и не разводятся.

Суффолк

Данная порода тяжеловозов имеет английское происхождение. Она была зарегистрирована в середине XVIII в. Главной задачей этих крупных выносливых животных являлась обработка тяжелых земель, с чем они прекрасно справлялись благодаря своему сильному мускулистому туловищу. Сегодня конскую силу в поле сменила сельхозтехника, и суффолков с их дружелюбным покладистым нравом используют в иппотерапии.

Клейдесдаль шотландский тяжеловоз

Родиной этих тяжеловозов является Шотландия. При большом росте и массе тела лошадь имеет запоминающийся внешний вид. Клейдесдалей использовали для путешествий по пересеченной местности. Они обладают мягким ходом и отличной выносливостью. Недостатком породы является изнеженность этих животных. Лошади демонстрируют свои лучшие качества только при хорошем уходе и отличном кормлении.

Русские породы тяжелоупряжных лошадей

В России породы лошадей-тяжеловозов использовались преимущественно для работы в сельском хозяйстве. Наиболее выносливые из них привлекались к перевозке грузов на большие расстояния. Потребность в этом обуславливалась масштабами страны.

Битюг

Невысокие и выносливые, битюги ценились крестьянами за свое трудолюбие и удивительную работоспособность. Для получения этого вида были скрещены рысаки и русский тяжеловоз. До сегодняшнего дня представители битюгов не сохранились.

Подробнее в статье Битюг лошадь

Владимирский

Порода была выведена в XVIII в. на гаврилово-посадском конном заводе. В его конюшнях первоначально были представлены жеребцы верховых пород, затем сюда стали завозить коней тяжелоупряжного вида: першеронов, суффолков, арденов и шайров. Жеребцы крупной тяжелой породы покрывали на заводе рабочих кобыл. Результатом такого скрещивания стала помесь, которую признали новой породой — владимирскими тяжеловозами. Их средний рост составлял 1,65 м, вес достигал 750 кг.

Новая порода оказалась неприхотливой, ее можно было содержать и на конезаводе, и в табуне. Предки владимирских тяжеловозов передали им некоторые особенности своего экстерьера: плотное телосложение, оброслость ног, многочисленные белые пятна. Принадлежность к тяжеловозам не мешает представителям этой породы грациозно двигаться и демонстрировать мягкий ход.

Владимирские тяжеловозы часто участвуют в соревнованиях. В отличие от других тяжеловозных пород, владимирские лошади демонстрируют удивительную подвижность и энергичность. Им принадлежит рекорд скорости в доставке грузов рысью. Кони также отличаются хорошими племенными качествами. Этих животных используют в крупных животноводческих хозяйствах для улучшения генофонда местных табунов.

Советский

Советские тяжеловозы обладают всеми достоинствами, которые необходимы животному для выполнения изнуряющей физической работы: выносливостью, силой, трудолюбием. Представители этого вида выделяются также привлекательной внешностью. Кобылицы приносят много молока.

В ходе селекционной работы над советским тяжеловозом скрещивали упряжных лошадей и бельгийских тяжелоупряжных брабансонов, которым не подходили суровые российские зимы. Свой вклад в выведение породы внесли суффолки, ардены, першероны и битюки. Новую советскую породу тяжелоупряжных лошадей зарегистрировали и официально признали в 1952 г.

Разведение

Кобылы и жеребцы крупной породы, несмотря на свои размеры, не требуют специальных условий разведения или строительства новых больших конюшен. Не требуются им и особые условия содержания, необходимые спортивным скакунам. Важными преимуществами тягловых лошадей являются их неприхотливость, минимальная требовательность к кормовой базе и быстрая адаптация к смене погодных условий. Большинство тяжеловозов имеют густую шерсть и гриву, их мышечная масса является надежной защитой от холода, ветра и морозов.

Читайте также:
Бельгийская рабочая лошадь: фото, описание, характеристика

Для разведения качественных тяжеловозов с хорошими рабочими качествами рекомендуется брать не просто чистопородных животных, а коней, продемонстрировавших хорошие результаты на состязаниях по силовым испытаниям. Хотя с началом использования сельскохозяйственной техники спрос на лошадиную силу сильно упал, эти животные и сегодня используются по своему прямому назначению. Лошади незаменимы там, где не может пройти транспорт, или по каким-то причинам невозможна обработка земли трактором.

Для коней, которые находятся на выпасе, главным кормом становится трава. Задача хозяина в этом случае минимальна: дополнить их рацион необходимыми концентратами. Это обеспечит животным прирост мышечной массы и поддержание ее в тонусе. На пастбищах, где недостаточно зелени, или она уже съедена конями, коней даже в летние месяцы подкармливают свежескошенной травой.

При разведении рабочих лошадей им необходимо обеспечить круглогодичные физические нагрузки. Исторически тяжеловозы принимали участие в сельхозработах и летом, и зимой. Взрослому животному необходимо работать по 6-8 часов каждый день с небольшим перерывом на кормление.
Если скакуны содержатся на конезаводе, тяжеловесам требуются тренировки 6 раз в неделю. Исключение составляют дни с сильными метелями или гололед. При таких погодных условиях занятия на улице для тяжеловозов отменяются.

Испытание

Проведение турниров для больших лошадей тяжеловозов началось в Советском Союзе. Главным параметром оценки для этих животных была скорость доставки грузов. Кони шли рысью или шагом, оценивалась их выносливость и тяговая сила. Сегодня аналогичные соревнования для тяжелоупряжных пород лошадей организуются в Соединенных Штатах, Италии и Японии. Помимо рабочих характеристик, эксперты оценивают экстерьер животного, его характер и умение контактировать с людьми.

Резюме

Крупные тяжеловозы используются и как мясные породы.

Спрос на тяжелоупряжных лошадей остается. Селекционеры и заводчики продолжают работать с крупными животными. Такой конь становится незаменимым помощником для фермера. Сегодня из 250 пород лошадей, разводимых на государственных и частных конезаводах, 40 являются тяжеловозами.

Тяжеловозные породы лошадей

  • Особенности тяжеловозных пород
  • Тяжеловозы в России
  • Владимирская порода
  • Русская тяжелоупряжная лошадь
  • Советский тяжеловоз
  • Другие тяжеловозные лошади
  • Бельгийский брабансон
  • Клейдесдаль
  • Першерон
  • Шайр

Тяжеловозные породы лошадей не участвуют в скачках и не могут похвастать грациозными движениями. Предназначение этих животных иное – они используются для выполнения тяжёлой работы и перевозки грузов.

Особенности тяжеловозных пород

Лошади-тяжеловозы не всегда отличаются высоким ростом, но обладают крепким телосложением. У них мощные конечности, толстая шея, широкая спина и большая грудная клетка. Главное качество таких пород – сила.

До развития механизации тяжелоупряжные лошади использовались на полевых работах и для транспортировки грузов. Сегодня большинство таких пород оказались под угрозой исчезновения.

Тяжеловозы в России

В XVIII столетии активно развивалось сельское хозяйство. В то время возникла потребность в сильных лошадях. Закупать тяжеловозов из Европы сельским жителям было не по карману. Тогда на основе зарубежных пород – першеронских лошадей, шайров, клейдесдалей и брабансонов были выведены отечественные тяжелоупряжные кони.

Владимирская порода

Эта породная линия была создана в конце XIX века на основе жеребцов клейдесдаль из Англии. Селекционная работа проводилась несколько лет, а признание порода получила в начале XX столетия.

Английские тяжеловозные жеребцы скрещивались с местными упряжными кобылами, которым были присущи лучшие качества ­– выносливость, приспособленность к суровому климату и русской кормовой базе. Появившиеся на свет жеребята унаследовали силу, мощь, красивое телосложение и оказались адаптированными к здешним условиям.

Владимирские тяжеловозы отличаются рослостью и массивностью. Их основные характеристики:

  • рост – 1,7 м;
  • длинная плотная спина, крепкая поясница;
  • большая голова;
  • профиль слегка выпуклый;
  • круп плотный, приспущенный;
  • конечности мощные, снизу покрыты длинной шерстью;
  • волосы в гриве и хвосте густые;
  • масть преимущественно гнедая, реже встречаются вороные представители.

Владимирские тяжеловозные кони

Владимирские тяжеловозные кони, несмотря на свой грубоватый облик, проявляют добрый и покладистый нрав. Основное направление использования этой породы сегодня – конный туризм.

Русская тяжелоупряжная лошадь

Эта порода является потомком бельгийских арденов и першеронов. Она ценится выше, чем советский и владимирский тяжеловозы, благодаря неприхотливости и выносливости. Русские тяжелоупряжные кобылы производят много молока, из которого готовят кумыс.

  • рост – 1,5 м;
  • обхват пясти у жеребцов – 21 см;
  • шея короткая, плотная;
  • спина удлинённая, широкая, линия поясницы прямая;
  • конечности средней длины, крепкие, в нижней части оброслые;
  • грива густая;
  • масти – гнедая, рыжая.

Сейчас русский тяжеловоз реже используется в полевых работах, зато он прекрасно зарекомендовал себя в конном туризме. Эти лошади могут часами возить в седле детей и взрослых, не проявляя при этом норов.

Советский тяжеловоз

Порода получена с помощью поглотительного скрещивания битюга с брабансоном, першероном, арденом и суффольком. Она отличается от других рослостью. Высота в холке взрослого жеребца достигает отметки 1,7 м, при этом особь весит 700–1000 кг. Преимуществами породной линии являются:

  • скороспелость молодняка;
  • неприхотливость к условиям содержания и кормам;
  • высокая молочность кобыл.
Читайте также:
Лошадь породы Ирландский гунтер: фото и видео, масти, описание

Порода Советские тяжеловозы

Советские тяжеловозы – спокойные и миролюбивые животные. Жеребята отличаются стремительным ростом. До трёхлетнего возраста их задействуют для выполнения тяжёлой работы, после чего используют как производителей.

  • голова среднего размера, сухая;
  • шея недлинная, очень плотная;
  • спина массивная, широкая;
  • грудная клетка мощная, рёбра округлой формы;
  • конечности крепкие, устойчивые, недлинные;
  • волосы в гриве и хвосте средней густоты;
  • масть гнедая, рыжая.

Другие тяжеловозные лошади

Многие европейские породы тяжелоупряжных лошадей повлияли на развитие отечественных, поэтому стоит ближе познакомиться и с ними.

Бельгийский брабансон

Предки брабансонов – ардены и фламандские лошади. Бельгийцы по праву могут гордиться своим детищем, так как сегодня эта породная линия считается самой лучшей среди всех тяжеловозов в мире.

  • рост до 165 см;
  • небольшого размера голова;
  • крепкая широкая шея;
  • округлая глубокая грудь;
  • мощная спина и крестец;
  • сбитый круп с хорошо выделяющимися мышцами;
  • ноги сухие и сильные, короткие, с правильной постановкой и прочными копытами;
  • масти – гнедая, бурая, а также рыже-чалая.

Основные преимущества породы – раннее созревание, молочная продуктивность кобыл, длительный срок использования в воспроизводстве и неприхотливость.

Внимание! У породы был только один существенный недостаток – вогнутая линия крестца. Селекционерам удалось устранить этот наследственный дефект.

Клейдесдаль

Эти лошади создавались в Шотландии, в их жилах течёт кровь аборигенных диких лошадей и фламандских жеребцов. Кони отличаются гармоничным телосложением. Характеристики породы:

  • длинная ровная шея;
  • компактная голова с зауженной лобной частью;
  • ноздри широкие;
  • глаза большие и выразительные;
  • укороченная широкая спина;
  • компактный рельефный круп;
  • конечности средней длины, жилистые, оброслые ниже скакательных суставов;
  • масть гнедая.

Внимание! Для породы клейдесдаль характерно наличие белых отметин в нижней части ног.

Першерон

Тяжеловозная порода першерон родом из Франции. Считается, что в жилах этих лошадей течёт кровь булонских, бретонских и арабских предков. Несмотря на свои крупные габариты, животные отличаются грациозным лёгким ходом и небывалой ловкостью.

  • высота в холке достигает 1,62 м;
  • грудь мощная, в обхвате 1,97 м;
  • пясть – 23–24 см;
  • голова с широким немного выступающим лбом и тупым носом;
  • уши удлинённые;
  • ноздри большие;
  • шея короткая мощная;
  • круп компактный округлой формы;
  • низкая посадка хвоста;
  • спина широкая, но короткая, сильная;
  • ноги очень мощные с крупными суставами;
  • масть преимущественно серая в разных вариациях.

Першероны – умные, покладистые и выносливые лошади. Сегодня их используют в цирке, а также для конных прогулок в сфере туризма. В сельской местности они являются прекрасными помощниками на полевых работах. Жеребцы нередко применяются для улучшения характеристик других породных линий.

Эта порода признана одной из древнейших среди тяжелоупряжных. Родом она из Англии. Во времена Крестовых походов кони использовались в военных целях, а позже стали применяться как упряжные. В XVIII столетии шайров задействовали в сельскохозяйственной сфере. В послевоенное время порода оказалась на грани исчезновения, как и многие другие. Сейчас её пытаются возродить.

  • рост – 1,80 м (некоторые представители выше 2 м);
  • большая голова с широкой лобной частью;
  • длинная и мускулистая шея;
  • низкая холка;
  • массивная широкая грудная клетка;
  • крестец мощный, плотный;
  • круп округлый;
  • конечности средней длины, крепкие;
  • масти – гнедая, серая, рыжая и вороная;
  • для шайрской породы характерна лысина на голове и белые «чулки» на задних конечностях.

Справка. Рабочая лошадь тяжеловоз шайр обладает уравновешенным характером и тонким умом, а ещё она славится мягким аллюром.

Почти все тяжеловозные породы лошадей оказались в печальном положении, когда начался век механизации. Только благодаря современным энтузиастам удалось сохранить этих лошадей. Сегодня они демонстрируют свою мощь, участвуя в выставках и на испытаниях.

Бретонская лошадь

Еще одной разновидностью упряжной лошади является бретонская. История возникновения этой породы не менее интересна, чем других. Остановимся на ней несколько подробнее.

Первые упоминания об этой лошади датируются V веком до нашей эры, то есть этой породе около четырех тысяч лет! Предполагают, что эта порода была завезена в Европу арийцами, которые переселялись из Азии. По другим данным, это порода происходит от маленькой лошади, которая водится в Черных горах Бретонии и Арре. Эта лошадь известна с VIII века. Есть вероятность, что она мигрировала в Бретонь с территории древней Галлии, где разводилась кельтскими воинами.

В средневековую эпоху, в период крестовых завоеваний, эта лошадь была скрещена с восточными породами, иногда ее улучшали английскими и другими континентальными кровями. После чего ее популярность резко возросла. Эту лошадь называли биде-даллюр или биде-бретон. Ее рост в холке составляет всего лишь 140 см. Характерной особенностью бретонской земли является суровый климат, скудные, тяжело обрабатываемые земли, которые могли быть вспаханы только очень сильной и выносливой лошадью. На эту роль как нельзя лучше подходил маленький, коренастый, с мощными короткими ногами бретонский конь, который обладал удивительной силой тяги. Это объясняется наличием в его родословной арабских и норфольских кровей. Бретонская лошадь стала любимицей рыцарей.

Читайте также:
Жмудская порода лошадей: характеристика, описание, фото

Много времени прошло с тех пор, как сформировалась современная бретонская лошадь. В процессе развития бретонская упряжная лошадь породила несколько внутрипородных типов. Прежде всего, это сомье и руссен. Сомье — северный тип бретонской лошади, использовался преимущественно как упряжной конь для работы на поле. Руссен имееет более легкое телосложение. Разводился преимущественно на южных землях Бретонии. Впоследствии (в XVII веке) большое число руссенов было экспортировано в Канаду, где они активно скрещивались с местными лошадьми.

В последние десятилетия XIX века порода стремительно развивалась, бретонскую лошадь скрещивали с першеронами, арденами и булонами. В результате таких экспериментов сформировалась порода тяжелого упряжного бретонского коня, поражающего своей мощью.

Другой разновидностью бретонской лошади был почтовый конь постьер. Этот «почтовый тип» отличался высокой скоростью передвижения. Начиная с 30-х годов XX века, он активно использовался в создании торийской и бельгийской разновидности тяжеловозных пород.

Также был сформирован уникальный тип бретонского коня, на основе горных пони, который называли корлайским. На сегодняшний день этот тип встречается крайне редко.

Чтобы легче было представить бретонскую лошадь, надо поподробнее рассказать о ее комплекции. Высота бретонца варьируется от 152 до 163 см. Характерный окрас бретонской упряжной лошади чаще всего рыжий, белый и гнедой, реже можно встретить гнедую масть. Типичный экстерьер этой породы следующий: четкие черты головы, правильный профиль, маленькие, низко посаженные уши, короткий корпус, широкое, мощное тело, хорошо развитая мускулатура и грудная клетка.

Эта порода очень популярна на всей территории Франции, а также за ее пределами. Известная своими положительными качествами, среди которых неприхотливость в еде и нетребовательность в уходе, быстрая приспособляемость к любым климатическим условиям, выносливость и работоспособность, бретонская лошадь становится популярнее день ото дня. Основные страны экспортеры — Америка, Италия и Япония.

На сегодняшний день бретонская порода незаменима для работы на сельскохозяйственных фермах, а также часто используется для производства мяса.

Брабансон: характеристика бельгийской породы лошадей, содержание и уход

Брабансон, или Бельгийский Тяжеловоз, — одна из самых старых пород своего вида. С помощью этих коней были выведены другие сильные представители непарнокопытных. При этом характер животного отличается мягкостью и кротостью, что также ценится человеком.

Лошади породы Брабансон

Формирование породы лошади во многом зависит от природных условий обитания. Коневоды при разведении учитывают естественные характеристики вида скакунов и стараются довести их плюсы до максимума. Однако для выведения тех или иных пород заводчикам требует основа. Для современных видов тяжеловоза подобной основной стала Бельгийская лошадь.

Использование породы

В средние века Брабансонов использовали тяжеловооруженные рыцари.

Брабансон довольно быстро начал использоваться не только для передвижения верхом, но и в сельскохозяйственной промышленности. Благодаря своей выносливости, эти скакуны стали незаменимыми помощниками фермеров и крестьян. Даже в наши дни многие поля обрабатываются с их помощью.

Брабансон — очень умная лошадь, поэтому ее часто используют для выпаса скота. В западной и северной Европе этих скакунов используют на лесопилках в качестве тяговой силы. Для этого жеребцов обучают не менее года слушаться специальным командам, поскольку лошадь может тягать большое количество бревен и без предварительной подготовки есть вероятность несчастного случая. Также услугами мощных коней пользуются лесорубы Канады.

Немаловажную роль сыграл Брабансон из Бельгии и в селекции. Эта порода считает основой для многих других видов тяжеловозов. Так, с помощью Бельгийской лошади на свет появились Суффольк и Шайр.

Другие породы также улучшались при помощи этих крепких лошадей, среди них Советский тяжеловоз, Ирландский тяжеловоз и Клейдесдаль. Работа ученых Бельгии не останавливается до сих пор, и жеребцов стараются улучшать с каждым разом все сильнее.

Любопытные факты

История «бельгийцев» насчитывает не одну сотню лет и немало любопытных фактов:

  • Порода объявлена национальным достоянием Бельгии.
  • Рекордист породы Brooklyn Supreme при росте 198 см весил 1440 кг.
  • Самую высокую цену в 47 500$ заплатили на аукционе за семилетнего «бельгийца» Farceur.
  • Бельгийская лошадь не самая крупная в мире, тем не менее является прародительницей мировых рекордсменов-гигантов – шайров.
  • Жеребятам этой породы в возрасте нескольких недель укорачивают хвост.
  • В 20-м веке ежегодный экспорт «бельгийцев» составлял до 30 тысяч голов, львиная доля приходилась на Германию.
  • Один из самых знаменитых Анти и дочь Астрид Пандур.
  • Бельгийские кобылы чаще всего приносят жеребчиков.
  • Чалая – самая распространенная масть породы.
  • Кровь «бельгийцев» течет в жилах большинства современных тяжеловозных лошадей.
  • В 2013 году в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО был включен конный промысел креветок в Остдюнкерке, в нем используют исключительно бельгийскую лошадь.

Во многих странах мира с уважением и любовью относятся к надежному помощнику человека. В России в Ярославской области в селе Ивашково создан «Музей рабочей лошади». Интересная и познавательная экскурсия рассказывает о роли лошади в истории России, ее былинных героях. Знакомит с уникальными породами России: алтайской, вятской, якутской, башкирской и другими. Посетители узнают все о запряжке и седловке лошадей, уходе за животными.

Читайте также:
Липицианские породы лошадей: фото и видео, описание и история

Экстерьер

Внешний вид тяжеловесов имеет свои четко установленные нормы. В первую очередь Брабансон отличается невысоким ростом: около 170 см в холке.

В прошлом веке встречались особи, которые достигали роста в 2 м. При этом животное весило около тонны.

В конце XIX века породу бельгийского скакуна разделили на 3линии:

  • Gros de la Dendre — первая линия;
  • Greys of Hainault — вторая линия;
  • Collosses de la Mwhaigne — третья линия.

Отличия этих подвидов в первую очередь во внешних признаках. Лошадь Оранж Первый стал предком первой линии тяжеловозов. Эти жеребцы отличаются могучим телосложением и чаще всего имеют гнедой цвет шерсти.


Внешний вид Бельгийского тяжеловоза

Конь Байярд положил начало второй линии лошадей. Такие скакуны имеют преимущественно чалый окрас. Также встречаются рыжие и серые особи. Самый редкий тип цвета шерсти у этого подвида — буланый.

Жан Первый основал третью линию, отличительной чертой которой является поразительная выносливость. Скакуны третей линии имеют очень крепкие ноги.

Голова Бельгийских жеребцов отличается небольшим размером, однако морда достаточно рельефна. Лоб лошадей покатый и широкий. Глаза преимущественно темных оттенков, не слишком большие.

Уши маленькие и стоят под прямым углом. Ноздри отличаются большим размером. Брабансон имеет длинную шею дугообразного вида. Она компенсирует тяжелый вес корпуса и уравновешивает животное. Мускулатура Бельгийского тяжеловоза очень развита.

Отдельно следует отметить ноги животных. Конечности жеребцов сухие, с широким мускулистым верхом и тяжелыми копытами. Подобная форма ног позволяет Бельгийским лошадям носить тяжести.

Шерсть очень густая и имеет подшерсток. Также отличительной чертой породы считается волосяной покров вокруг копыт. Хвост по бельгийским нормам у породы короткий, обычно его стригут под основание. Среди многообразия окраса редко встречается вороная масть.

Историческая справка

В средневековой Европе тяжеловозные лошади использовались преимущественно в качестве рыцарских коней. А всё благодаря тому, что только такие мощные и сильные животные могли выдержать груз человеческого тела, облачённого в рыцарские доспехи и вооружённого тяжёлым оружием.

Такие кони были неспособны быстро и ловко скакать, они также не отличались выносливостью. Учёные утверждают, что в европейских странах самыми распространёнными породами тяжеловозов были брабансоны, шайры, першероны, клейдесдаль.

Множественные военные конфликты, проходившие на территории современной Бельгии, стали причиной появления различных иностранных пород, к которым относят фламандские и арденские. Селекционные работы бельгийских специалистов привели к появлению верховой лошади лесного типа, которая в дальнейшем получила название брабансон.

Такое название не стало случайным, ведь центром разведения этих лесных коней в XIX веке стала небольшая провинция Брабант. Представителей этой породы часто называют также бельгийскими тяжеловозами.

Брабансоны, в результате селекционных работ, получили отличительную характеристику — желание выживать. За чистотой породы очень строго следили, кастрируя слабых жеребцов и эксплуатируя беременных кобыл, чтобы потомство боролось за жизнь и было выносливым.

По окончании рыцарских времён необходимость в тяжеловозах стала существенно меньше, и селекционеры решили, что появилась необходимость облегчить породу, скрестив брабансонов с рысаками.

Характер

Бельгийская порода отличается покладистым характером.

Причиной этого является суровые условия содержания и разведения. Для случки выбирают только самых покорных и кротких скакунов, из-за чего с каждым новым поколением порода приобретает все более невозмутимый характер.

Также на протяжении всего выведения этого вида заводчики из Бельгии довольно строго относились к лошадям. Кобыл отправляли на случку по пришествии 9 недель после родов, а жеребят начинали понемногу отлучать от матери спустя 2-3 недели. Самих скакунов с детства приучали к труду и неприхотливости, из-за чего Бельгийские тяжеловозы спокойно питаются самыми простыми кормами и не требуют излишеств.


Характер лошадей Бельгийской породы

Благодаря всем этим особенностям разведения Брабансоны крайне спокойны и послушны. Они также обладают хорошим умом и поддаются дрессировке. Брабансон способен реагировать на речь человека и слушаться устных команд, поэтому извозчикам редко приходится применять хлыст.

Тяжеловозы сильно привязываются к своим владельцам и узнают их. Эта порода не требует к себе повышенного внимания, но с помощью ласки и хороших слов можно легко завоевать доверие этой крупной лошади.

Рабочие качества

Разведение рабочих лошадей — одно из направления коневодства. Для оценки рабочих качеств лошадей были разработаны и приняты следующие показатели:

  • Сила тяги. Определяет усилие, которое прикладывает животное для перемещения груза, преодолевая его сопротивление передвижению. Отмечено, что тройка лошадей создает тягловое усилие в 85%, а запряжка из восьми голов — всего 47%.
  • Мощность. Объем выполненной работы за единицу времени, выраженный в килограмм-метрах в секунду. Формула N=R/t, где мощность – N, время – t, объем работы R. На практике она может измеряться в тонно-километрах, гектарах. Для лошади в 500 кг она составляет 75 кг на м/с или «одна лошадиная сила». При испытаниях на короткой дистанции отдельные особи способны превысить ее в 2, а то и в 5 раз.
Читайте также:
Жмудская порода лошадей: характеристика, описание, фото

  • Скорость передвижения. Галоп редко используют при перевозке грузов или сельскохозяйственных работах. Рысью допускается передвижение в течение не более 10-20 минут, это зависит от качества дорожного покрытия. На рыси животное быстрее утомляется. Нормальным показателем считают 60 шагов в минуту, убыстренный шаг приводит к снижению работоспособности.
  • Выносливость. Определяет, насколько долго лошадь может сохранять свою трудоспособность и скорость восстановления организма после кратковременного отдыха и кормления. Показателем переутомления животного служат его пульс, частота дыхания и температура тела. Если после 30 минут с момента остановки работы пульс выше 100 ударов в минуту, дыхание 70 и выше, t -400 – это явные признаки сильного переутомления лошади.
  • Доброезжесть. Характеризуется готовностью и желанием животного работать.
  • Любое из вышеперечисленных качеств является важным и обязательно учитывается при племенном разведении лошадей тяжеловозных пород. Не менее значимым, а иногда и решающим фактором является добронравность лошади – отсутствие какой бы то ни было агрессии по отношению к человеку и своим соплеменникам. Никакой силач не удержит 900-килограммового разбушевавшегося гиганта. Спокойный характер и готовность к сотрудничеству — обязательно условие при отборе племенных животных.

    Содержание и рацион питания

    Многие новички в коневодстве ошибочно считают, что содержание Брабансонов слишком дорогостоящее. Однако большое количество корма компенсирует неприхотливостью скакуна.

    Лошадь с удовольствием ест сухие и жесткие травы, от которых отвернулось бы большинство выездных пород.

    Сбалансированный суточный рацион тяжеловоза выглядит примерно так:

    • грубый корм — 6 кг в сутки;
    • чистый овёс — 6-8 кг в сутки;
    • ржаная соломенная резка — 0,5 кг в сутки;
    • дробленное льняное семя —0,5 кг в сутки.

    Те или иные продукты питания с легкостью можно менять на другие. Важно помнить, что Брабансонам требует калорийный корм, поскольку иначе животное не сможет набрать нужную массу.

    Бельгийские тяжеловозы отлично справляются с перепадами температуры и способны выдерживать холода ниже нуля. Этих лошадей греет подкожный слой мышц, а также густой волосяной покров на голове и ногах.

    Конюшня для крупных коней необязательно должна быть большой. Брабансон будет хорошо себя чувствовать и в деннике размером в 4 кв. м, а это всего на 1 кв. м больше, чем денник пони. Единственное, в чем нуждаются тяжеловозы, — это летние пастбища, на которых они пополняют организм витаминами.

    Чрезвычайно важно соблюдать санитарные нормы содержания, чистить конюшню не реже 3 раз в неделю. Также необходимо убедиться, что в помещении хорошая циркуляция воздуха.

    Брабансон должен иметь четкий рабочий график. Если не сбалансировать время работы и отдыха, животное станет трудиться на износ, что плохо скажется на здоровье.

    Факторы, влияющие на работоспособность

    На работоспособность животного влияют следующие факторы:

    • сила сцепления с поверхностью, для ее усиления используют подковы с шипами или резиновыми накладками;
    • аллюр, наибольшее значение возможно только на шагу;
    • прямолинейность, езда по кругу заставляет лошадь прилагать дополнительное усилие на поворот собственного тела;
    • съезженность, при многолошадной запряжке важно подбирать животных максимально сходных по росту, весу, темпераменту;
    • тип телосложения;
    • упитанность;
    • живая масса;
    • втянутость в работу;
    • физиологическое состояние (старая рабочая лошадь не сможет нести нагрузку, выполняемую молодым здоровым животным);
    • условия кормления и содержания;
    • порода;
    • продолжительность работы;
    • тип высшей нервной деятельности.

    Сфера применения

    В современном мире брабансоны имеют большую востребованность в сельскохозяйственной отрасли, причём существует тенденция к увеличению поголовья. Этих лошадей используют на фермах и в больших городах Бельгии. Они также эффективно используются для работ на поле в России, Бельгии и США, несмотря на наличие современной техники.

    Брабансонов можно встретить и при работах на лесозаготовке и лесопилке — там, где неудобно и неэффективно использовать технику. Они трудятся в Голландии, Северной Германии, Бельгии и Франции.

    Брабансоны также активно используются для улучшения качеств других пород, для чего их скрещивают, к примеру, с беспородными кобылами и в результате получают хороших рабочих лошадок. Имеются также данные о том, что бельгийский тяжеловоз принимал участие в выведении таких европейских холоднокровных пород, как шайр и суффольк.

    Знаете ли вы?
    Лошади обладают уникальным зрением. Они могут видеть предметы вокруг себя практически на 360
    °
    , однако из-за того, что глаза у них расположены сбоку, им приходится поворачивать морду, если предмет находится ближе, чем 4 м, чтобы лучше его рассмотреть. Вблизи лошадь может чётко распознать мимику своего хозяина и его жесты.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: