Кузнецкая порода лошадей: характеристика, описание, фото

Кузнецкая порода лошадей: характеристика, описание, фото

Кузнецкая лошадь

Кузнецкая лошадь выведена крестьянами Западной Сибири. До постройки Сибирской железной дороги большинство населения Сибири концентрировалось вдоль больших почтовых трактов. Крестьяне занимались не только земледелием, но и извозом и обслуживали нужды и потребности тракта, специализируя свои хозяйства главным образом в направлении коневодства, производства фуража и продуктов питания, а также предметов сбруи и упряжи, для которых тракт являлся неограниченным рынком сбыта.

Гужевые перевозки вдоль главнейших трактов, безусловно, сыграли большую роль в создании укрупненной сильной упряжной лошади, в частности ценной кузнецкой лошади. Район тракта занимает территорию около 3 млн. га, расположенную между двумя горными хребтами – Кузнецким Ала-Тау с востока и Салаирским хребтом с запада. Между ними находится Кузнецкая каменноугольная котловина. Здесь на равнине преобладает разнотравная и типцово-ковыльная степь. Северную часть района составляет типичная лесостепь. По берегам рек Томи, Ине и Кондоме расположены луга, хотя и ограниченные по площади, но имеющие существенное значение для коневодства.

Издавна в этих благоприятных условиях разводилась более крупная местная лошадь. Крестьяне-переселенцы, двигаясь в Сибирь из черноземной полосы Европейской России, из Воронежской, Тамбовской, Курской, Орловской и других губерний, приводили с собой свою лошадь утяжеленного типа. Скрещивание с ними и обильное кормление способствовали еще большему укрупнению местной лошади. Полутабунное содержание в суровых климатических условиях Сибири выработало тип лошади крепкой конституции, выдающейся выносливости, сохранившей основные черты сложения местных лошадей Сибири. Вместе с тем работа на тракте способствовала отбору лошадей рабоче-упряжного направления достаточной подвижности.

Примерно 120-130 лет назад кузнецкая лошадь уже была известна в России.

Таким образом, в Кузнецком районе крестьянами-старожилами была выведена сравнительно крупная, утяжеленная лошадь гораздо раньше появления здесь частных конных заводов и проведения каких-либо правительственных мероприятий по улучшению коневодства.

Со второй половины XIX века в бывшей Томской губернии начали возникать частные конные заводы рысистого направления (Мокина, Кухтерина, Платонова, Винокурова и др.). В конце XIX века была организована Томская государственная заводская конюшня, укомплектованная преимущественно рысистыми жеребцами, возникло общество поощрения рысистого коннозаводства. В дальнейшем как в государственных заводских конюшнях, так и в частных заводах появились тяжеловозы и в некотором количестве чистокровные верховые лошади. Этот период характеризовался значительным применением межпородных скрещиваний, носивших, по-видимому, характер переменного скрещивания кузнецкой лошади то с рысаками, то с тяжеловозами. Аналогичная работа велась и в некоторых частных конных заводах, где помимо рысаков имелись помеси рысаков с тяжеловозами и помеси другого происхождения.

К концу прошлого столетия и началу текущего кузнецкая укрупненная лошадь, представлявшая уже самостоятельный тип, пользовалась признанием и была очень широко распространена. В большом количестве кузнецких лошадей вывозили на восток для комплектования конского состава русской армии. Вся артиллерия в Сибири пользовалась кузнецкими лошадьми. Вплоть до Дальнего Востока кузнецкие лошади использовались как улучшатели. Вывозили этих лошадей и на запад, за Урал. Есть указания, что кузнецкие лошади при росте 150-160 см имели обхват груди до 190-200 см и обхват пясти 20-23 см.

В 1911 г. на первой Западносибирской выставке кузнецкая лошадь получила всеобщее признание.

В период первой империалистической войны кузнецкие лошади очень широко использовались для нужд фронта, преимущественно в артиллерии, куда было взято около 50 тыс. лошадей, причем наиболее ценных представителей этой группы. Это настолько сильно подорвало кузнецкое коневодство, что в 1916 г. для его поддержания понадобилось организовать государственный рассадник для разведения кузнецкой лошади в чистоте.

Д. Поляков, писавший в 1915 г. о мерах по сохранению и улучшению кузнецкой лошади, указывает, что по экстерьеру она очень напоминала битюга (т. е. лошадь, близкую к современной воронежской лошади). Очень хорошие, прочные, костистые конечности, прямая спина и широкая поясница, сильный, широкий круп, широкая и глубокая грудь – вот главные достоинства этой лошади.

В 1927 г. проф. А. А. Малигонов, заинтересовавшийся еще в своей предыдущей экспедиции по обследованию коневодства Сибири кузнецкой лошадью, специально изучил эту породу. Он выделил из массы лошадей, имевших следы улучшения рысаком, тяжеловозами и верховыми породами, три группы лошадей – мелких, средних и сравнительно крупных. Оказалось, что, несмотря на различие в калибре, тип телосложения мелких и крупных местных кузнецких лошадей весьма сходен. Вместе с тем мелкие кузнецкие лошади по соотношению промеров и типу весьма близки к монгольским лошадям. Крупные кузнецкие лошади, близкие по типу к мелким, мало отличаются и от улучшенных, т. е. от лошадей, имеющих некоторую долю рысистой или тяжеловозной крови. Средние промеры кузнецких лошадей показаны в таблице 53.


Таблица 53. Средние промеры и индексы кузнецких лошадей по Л. А. Малигонову (кобылы 5 лет и старше)

При сравнении приводимых материалов с другими данными необходимо иметь в виду, что обследование проводилось в очень засушливый год, с исключительно плохим урожаем трав, поэтому лошади были плохо упитанные, даже худые, что сильно сказалось на промерах обхвата груди.

Интересно отметить, что кузнецкие лошади с тяжеловозной и рысистой кровью очень мало различаются между собой. Помеси от верховых жеребцов, более чуждых по происхождению основной массе маточного состава, значительно резче уклоняются в сторону укорочения корпуса, уменьшения обхвата груди и снижения костистости.

В настоящее время кузнецкая лошадь не представляет сплошного большого массива; она распространена гнездами в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях, а также в Алтайском и Красноярском краях. В Новосибирской области типичных кузнецких лошадей больше всего в Легостаевском, Маслянинском и Тугучинском районах, в Кемеровской области – в Ленинско-Кузнецком, Кемеровском, Топкинском и Титовском районах.

Читайте также:
Японские аборигенные лошади: описание, фото, характеристика

В 1945 г. в Новосибирской области были организованы Легостаевский госплемрассадник и Легостаевский конный завод, укомплектованные лошадьми кузнецкой породы. Отдельные группы лошадей этого типа имеются также в других конных заводах, но там кузнецкие лошади не используются в чистом разведении, а скрещиваются с верховыми производителями.

Легостаевский конный завод ведет работу по совершенствованию кузнецкой лошади и снабжает племенными жеребцами и кобылами колхозы зоны деятельности госплемрассадника. В зоне деятельности госплемрассадника имеется ценное ядро кузнецких кобыл и большая группа хороших кузнецких жеребцов. По данным А. А. Жилинского, средние промеры и индексы современных кузнецких кобыл близки к промерам местных крупных кузнецких лошадей, выделенных А. А. Малигоновым (табл. 54).


Таблица 54. Средние промеры и индексы кузнецких лошадей по А. А. Жилинскому (данные 1944-1945 гг.)

Для экстерьера кузнецких лошадей характерны следующие особенности: голова крупная, чаще с прямым профилем, узким лбом и длинной лицевой частью; шея средней длины, с хорошо развитой мускулатурой; холка низкая, широкая; спина длинная и широкая, приподнятая к пояснице; поясница прямая, широкая и мускулистая; круп широкий, нормального наклона, иногда свислый; корпус длинный, с удовлетворительно развитой грудной клеткой; ноги крепкие, сухие, мускулистые; постановка ног у большинства лошадей правильная; кожа толстая, оброслость большая, масть чаще гнедая.

Кузнецкая лошадь имеет крепкую конституцию, хорошее здоровье и хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Сибири. Она не отличается скороспелостью – сформировывается к 4-5 годам, но зато может быть использована на работах до 24-25 лет. Кобылы плодовиты и молочны. По крупности кузнецкая лошадь не везде одинакова. Наиболее крупные лошади с большим живым весом распространены в Легостаевском и Ленинско-Кузнецком районах.

Кузнецкая лошадь, обладая свободным шагом и неплохой рысью, способна перевозить большой груз на дальние расстояния.


Рис. 140. Кузнецкая кобыла Красавиц а. Промеры 157-189-23

Сколько-нибудь систематических испытаний рабочих качеств кузнецких лошадей не проводили. Имеются лишь отдельные данные, полученные на спорадических испытаниях (табл. 55).


Таблица 55. Результаты испытаний кузнецких лошадей по Л. Л. Жилинскому

Однако испытания на максимальную грузоподъемность не отражают истинных способностей кузнецкой лошади, так как они проводились кустарно. Например, жеребец Буян свободно, без понукания, вез 2200 кг груза, будучи запряжен в простой полок. Динамометрирования при испытании не производили, так что тяговое усилие не определено. Одновременно с кузнецкими лошадьми в этих же условиях испытывался брабансонский жеребец Вулкан, который вывез 2400 кг груза. Таким образом, по грузоподъемности кузнецкие лошади, по-видимому, мало уступают рядовым брабансонам.

Кузнецко-рысистый жеребец Буян, рожд. 1937 г. в Легостаевском конном заводе, пробежал рысью 1600 м за 3 мин. 13 сек. В этом же заезде русский рысак Ветрогон показал резвость на эту дистанцию 3 мин. 10 сек., т. е. почти такую же, как и Буян.

Племенную работу с кузнецкой лошадью следует вести в двух направлениях. Лучшую часть целесообразно разводить “в себе”, широко используя отдельных выдающихся жеребцов, с тем чтобы иметь возможность среди многочисленного их потомства произвести тщательный отбор и положить начало образованию линий. Кобыл, уклоняющихся от желательного типа в сторону излишней грубости и недостаточной аллюрности, нужно корректировать прилитием крови орловского рысака через рысисто-кузнецких жеребцов. Кобылам излишне облегченным, беднокостным целесообразно приливать кровь тяжеловозов облегченного типа через тяжеловозно-кузнецких жеребцов. В обоих случаях для получения нужных производителей следует использовать наиболее ценных кузнецких кобыл, чтобы в дальнейшем не засорить породу малоценным материалом. В последующем кобыл с рысистой или тяжеловозной кровью нужно подбирать к кузнецким жеребцам желательного типа.

В настоящее время наибольшее потомство в Легостаевском районе оставили жеребцы Кучум и Гордец 1-й.

Кучум, карак., роЖд. 1930 г., принадлежит колхозу “Социализм”. Это крупный костистый жеребец с хорошо развитой в глубину и ширину грудной клеткой, типичный для группы. Его промеры 159-168-183-23. Потомство Кучума крупное, породное, правильного экстерьера и имеет средние промеры: жеребцы – высота в холке 156,5 см, косая длина 167,5 см, обхват груди 182 см, обхват пясти 22,5 см; кобылы соответственно 146,3-155,6-170,4-20,1 см. Ряд сыновей Кучума используется в качестве производителей.

Гордец 1-й, вор., рожд. 1926 г., принадлежит колхозу имени И. В. Сталина. Гордец – жеребец с немного грубой головой, пышной мускулатурой, костистый. Его промеры – 161-169-188-22,5. Средние промеры его сыновей: высота в холке – 161,5 см, косая длина – 172,5 см, обхват груди – 191,5 см, обхват пясти – 22,5 см. Ряд сыновей Гордеца используется в настоящее время производителями на колхозных фермах.

Потомство Кучума, Гордеца 1-го и некоторых других жеребцов в ближайшее время составит отдельные линии кузнецких лошадей.

Упряжные породы лошадей: название, описание и фото

Упряжные породы лошадей предназначены в основном для транспортных и сельскохозяйственных работ. Лошади упряжного типа по большей части среднего роста, массивные, сильные, способны относительно быстро тянуть повозки с тяжёлым грузом.

В России разводят и используют такие породы лошадей упряжного типа, как белорусская, воронежская упряжная, жмудская (Литва), кузнецкая (Западная Сибирь), латвийская (Латвия), торийская (Эстония), чумышская (Алтайский край).

Белорусская упряжная порода

Белорусская упряжная порода выведена путём скрещивания местных некрупных кобыл Белорусского Полесья с жеребцами орловской рысистой, норвежской упряжной (гудсбрандсдальской), арденской, брабансонской, русской и советской тяжеловозной пород. Белорусская упряжная напоминает лошадей тяжеловозных пород, но её телосложение более изящное, кроме того, она несколько мельче; средние промеры кобыл: высота в холке – 151 см, длина туловища – 161 см, обхват груди – 186 см, пясти – 21,2 см.

Читайте также:
Лошади породы Испанский мустанг: фото и видео, описание, история и характеристика

Для экстерьера лошадей этой породы характерна легкая, но широкая во лбу голова, мускулистая, хорошо поставленная шея, широкая, хорошо развитая грудная клетка, формы тела округлые. Грива, хвост и щетки этих лошадей густые и длинные. Среди белорусских упряжных лошадей наиболее распространены нарядные, с золотистым отливом, масти: буланая, бурая, вороная, гнедая, рыжая, соловая.

Лошади этой породы хорошо приспособлены к транспортным и полевым работам в лесистых и болотистых местах Белоруссии, по работоспособности они заметно уступают представителям других упряжных пород, но зато очень выносливы и подвижны.

В Белоруссии разведение этих лошадей очень развито, масштабы впечатляют: только племенных кобыл около 3 тысяч. В настоящее время белорусскую упряжную лошадь начали разводить и в некоторых областях европейской части России.

Воронежская упряжная порода

Воронежская упряжная произошла от битюгов – упряжных лошадей, которых разводили в Бобровском уезде Воронежской губернии по реке Битюг (приток Дона). В эти места в начале XVIII века переселили около 1000 крестьянских семей, затем им по указу Петра I было передано большое количество лошадей тяжеловозных пород, завезенных из Голландии. В дальнейшем битюгов скрещивали с орловскими рысаками. В своё время добронравные, спокойные, сильные и выносливые битюги были распространены в России. После революции потомки битюгов использовались при выведении воронежской упряжной породы.

Воронежская упряжная – массивная, широкогрудая лошадь, но легче и быстрее, чем тяжеловозы, с сухими, обросшими ногами, заканчивающимися большими плосковатыми копытами. Средние промеры воронежской упряжной лошади: высота в холке 162 см, длина туловища 166 см, обхват пясти 21 см. Наиболее распространённые масти: гнедая, пегая, серая и чалая. Жеребец этой породы Восток установил рекорд упряжных лошадей по скорости, перевезя 800 кг груза на расстояние 2 км за 4 мин. 0,1 с. К сожалению, племенная работа с породой была необоснованно прекращена, что значительно обеднило наш генофонд лошадей упряжного типа.

Жмудская порода лошадей

Жмудская порода представлена некрупными лесными лошадьми Литвы. Длительная целенаправленная племенная работа по укрупнению лошадей и развитию у них упряжных качеств увенчалась успехом – была выведена новая порода жемайчу.

Лошади жемайчу чисто упряжного типа, не очень крупные, с хорошо развитой грудной клеткой, средние промеры кобыл: высота в холке – 150 см, длина туловища – 153 см, обхват груди – 185 см, пясти – 20 см. Масти лошадей жемайчу самые разнообразные. Лошади породы неприхотливы, выносливы, обладают высокой работоспособностью, двигаются свободной рысью и производительным шагом.

Жемайчу хорошо зарекомендовали себя не только как упряжные, но и в работе под седлом, и даже в конном спорте. Разведение лошадей жемайчу сосредоточено на Вильнюсском конном заводе.

Кузнецкая порода лошадей

Кузнецкая порода, выведена в конце XIX века в промышленных районах Кузнецкого угольного бассейна (Кузбасс), где требовалась сильная, работоспособная транспортная лошадь. Порода создана путём скрещивания разнотипных местных кобыл с жеребцами орловской породы и частично с битюгами. Полученное потомство испытывалось на тяжёлых работах в упряжи, затем проходило жёсткий отбор по критерию работоспособности.

Выведенная таким способом кузнецкая лошадь по экстерьеру напоминает орловского рысака, но она меньше ростом (высота в холке 156 – 158 см), её туловище более растянутое и широкое. Для кузнецкой породы лошадей наиболее характерна вороная и гнедая масти.

В нашей стране в начале 50-х годов племенная работа с кузнецкой породой была практически свёрнута, в результате чего этих лошадей почти не осталось. Однако в 90-х годах были предприняты меры по восстановлению породы. В наши дни лошади кузнецкой породы используются по большей части на сельскохозяйственных работах в суровых климатических и сложных рельефных условиях Кемеровской области. Ведущее хозяйство, занимающееся племенной работой с лошадьми кузнецкой породы – конный завод «Вперёд!».

Латвийская порода лошадей

Латвийская порода упряжных лошадей выведена путем длительного скрещивания местных кобыл с жеребцами немецких полукровных пород (ганноверской и ольденбургской).

Лошади латвийской упряжной породы сухой конституции, довольно крупные (средняя высота в холке 162 – 164 см), с удлинённым туловищем, отличающимся мощной мускулатурой. Они более универсальны в использовании и не такие массивные, как представители тяжеловозных пород, а по работоспособности практически сравнялись с ними. Для породы наиболее характерна гнедая масть, но встречается и вороная.

В последнее время латвийская порода стала менее однородной, поскольку производится скрещивание латвийских кобыл с жеребцами чистокровной верховой, тракененской, ганноверской, арабской и ахалтекинской пород. Основная цель этой работы – получение лошадей для классических видов конного спорта. В результате в породе присутствуют лошади упряжного и спортивного типа, последние хорошо зарекомендовали себя в конкуре и выездке. Разведение латвийских лошадей сосредоточено на конных заводах Буртинеки, Зилупе и Тервете.

Торийская порода лошадей

Торийская порода упряжных лошадей выведена в Эстонии. Для создания торийской лошади скрещивали представителей европейских упряжных и верховых пород, в работе использовались и орловские рысаки. Особая роль в создании торийской породы отводилась жеребцу Хетману (помесь норфольк-родстера), с которым довольно долго скрещивали кобыл, находящихся с ним в родстве (инбридинг).

Торийские лошади ярко выраженного упряжного типа сложены очень гармонично, у них хорошая мускулатура, развитые сухие ноги; средние промеры кобыл: высота в холке – 158 см, длина туловища – 164 см, обхват груди – 196 см, пясти – 21,5 см. Лошади торийской породы очень нарядные, наиболее характерная масть – темно-рыжая, иногда с белыми отметинами.

Читайте также:
Теннесийская прогулочная лошадь: фото и видео, характеристика

У торийских лошадей высокая работоспособность, по этому показателю, они могут конкурировать с представителями латвийской породы. Основные направления использования торийских лошадей – сельскохозяйственные работы и конный спорт, (по большей части – соревнования по преодолению препятствий). В настоящее время для усиления спортивных данных проводится скрещивание торийских кобыл с жеребцами верховых пород (в основном ганноверской).

Ведущее хозяйство Эстонии по разведению лошадей торийской породы – конный завод «Тори». В России лошади торийской породы встречаются довольно редко, несмотря на то, что по рабочим качествам и экстерьеру они хорошо подходят для использования в различных хозяйственных отраслях, а также в конном туризме.

Кузнецкая порода лошадей:фото, описание, история происхождения

Кузнецкая лошадь была выведена в Западной Сибири в ХVIII – XIX веках методом народной селекции. До постройки Сибирской железной дороги большинство населения Сибири концентрировалось вдоль больших почтовых трактов.
Крестьяне занимались не только земледелием, но и извозом и обслуживали нужды и потребности тракта, специализируя свои хозяйства главным образом в направлении коневодства, производства фуража и продуктов питания, а также предметов сбруи и упряжи, для которых тракт являлся неограниченным рынком сбыта. Гужевые перевозки вдоль главнейших трактов сыграли большую роль в создании укрупненной сильной упряжной лошади.

Свое название порода получила от исторического названия местности – Кузнецкой каменноугольной котловины, расположенной между двумя горными хребтами – Кузнецким Ала-Тау на востоке и Салаирским на западе. Здесь на равнинах преобладали разнотравные и типцово-ковыльные степи. В этих благоприятных условиях разводилась крупная местная лошадь. Крестьяне-переселенцы, двигаясь в Сибирь из черноземной полосы Европейской России, приводили с собой своих лошадей утяжеленного типа.
Скрещивание с ними и обильное кормление способствовали еще большему укрупнению местной лошади. Полу-табунное содержание в суровых климатических условиях Сибири выработало тип лошади крепкой конституции, выдающейся выносливости, сохранившей черты сложения местных лошадей Сибири. Вместе с тем работа на тракте способствовала отбору лошадей рабоче- упряжного направления достаточной подвижности. Примерно 190 лет назад кузнецкая лошадь уже была известна в России.

В 1806 году в книге “Новый и полный опытный коновал, современный кавалерист, знаток, ездок, охотник и заводчик” сообщалось, что “кузнецкие лошади находятся по рекам Томи и Оби. Между ними также много бывает хороших рысаков.” Имелись в виду конечно не орловские рысаки, порода которых тогда только формировалась и жеребцов из Хреновского не продавали даже во дворцовые конюшни. Речь шла о кузнецких лошадях, обладавших хорошей рысью, о так называемых “бегунцах”, ценившихся во много раз дороже рядовых лошадей.
Таким образом, в Кузнецком районе крестьянами-старожилами была выведена сравнительно крупная , утяжеленная лошадь гораздо раньше появления здесь частных конных заводов и проведения каких-либо правительственных мероприятий по улучшению коневодства.

Кузнецкая лошадь первой половины XIX века имела много изъянов: сильно растянутое туловище, мягкую спину, саблистость, короткие бабки, плоское низкопятное копыто. Несмотря на это она была ценна как неприхотливая выносливая лошадь с хорошими движениями и тяговым усилием. Со второй половины XIX века в бывшей Томской губернии начали возникать частные конные заводы рысистого направления (Мокина, Кухтерина, Платонова, Винокурова и др.). В конце XIX века была организована Томская государственная заводская конюшня, укомплектованная преимущественно рысистыми жеребцами, возникло общество поощрения рысистого коннозаводства. В дальнейшем как в государственных заводских конюшнях , так и в частных заводах появились тяжеловозы и в некотором количестве чистокровные верховые лошади. Этот период характеризовался значительным применением межпородных скрещиваний кузнецкой лошади то с рысаками, то с тяжеловозами.

К концу прошлого столетия и началу текущего кузнецкая укрупненная лошадь, представлявшая уже самостоятельный тип, пользовалась признанием и была очень широко распространена. В то время эти лошади при росте 150-160 см имели обхват груди до 190-200 см и обхват пясти 20-23 см. В большом количестве кузнецких лошадей вывозили на восток для комплектования конского состава русской армии. Вся артиллерия в Сибири пользовалась кузнецкими лошадьми. С Нижнеудингской ярмарки кузнецкие лошади как улучшатели попадали в самые различные уголки Сибири, на Дальний Восток, и даже на запад, за Урал. В Якутии, например, кузнецкие лошади послужили для создания мегежского типа якутской лошади, в Туве – верхне-енисейской группы лошадей, на Алтае – чумышской. В 1911 году на Западносибирской выставке кузнецкая порода получила всеобщее признание и была высоко одобрена специалистами.

“Очень хорошие, прочные костистые, конечности, прямая спина и широкая поясница, сильный широкий круп, широкая и глубокая грудь – вот основные достоинства этой лошади” – описание 1915 года.
В период первой империалистической войны кузнецкие лошади очень широко использовались для нужд фронта, преимущественно в артиллерии, куда было взято около 50 тысяч лошадей , причем наиболее ценных представителей этой группы. Это настолько сильно подорвало кузнецкое коневодство, что в 1916 году для его поддержания понадобилось организовать государственный рассадник для разведения кузнецкой лошади в чистоте – в Красной волости (Кемеровская область). Существовал рассадник до 1919 года, потом был расхищен белогвардейцами.
Во второй раз поголовье кузнецких лошадей сократилось в Великую Отечественную войну, их использовали и в артиллерии и в кавалерии.

Читайте также:
Лошадь породы Першерон: фото и видео, описание, характер, разведение, характеристики, цена

В послевоенные годы решено было начать работу по восстановлению кузнецкого конепоголовья. В 1945 году в Маслянинском районе Новосибирской области были организованы Легостаевский госплемрассадник и Легостаевский конный завод, укомплектованные лошадьми кузнецкой породы. Они вели работу по совершенствованию кузнецкой лошади и снабжали хозяйства области племенными жеребцами и кобылами.
“Книга о лошади” под редакцией С.М.Буденного 1952 год: “Для экстерьера кузнецких лошадей характерны следующие особенности: голова крупная, чаще с прямым профилем, узким лбом и длинной лицевой частью; шея средней длины, с хорошо развитой мускулатурой; холка низкая, широкая; спина длинная и широкая, приподнятая к пояснице; поясница прямая, широкая и мускулистая; круп широкий, нормального наклона, иногда свислый; корпус длинный, с удовлетворительно развитой грудной клеткой; ноги крепкие, сухие, мускулистые; постановка ног у большинства лошадей правильная; кожа толстая, оброслость большая, масть чаще гнедая.

Кузнецкая лошадь имеет крепкую конституцию, хорошее здоровье и хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Сибири. Она не отличается скороспелостью – сформировывается к 4-5 годам, но зато может быть использована на работах до 24-25 лет. Кобылы плодовиты и молочны. Кузнецкая лошадь, обладая свободным шагом и неплохой рысью, способна перевозить большой груз на дальние расстояния.”
Систематических испытаний рабочих качеств кузнецких лошадей не проводили, имеются лишь отдельные данные, полученные на спорадических испытаниях: кузнецкий жеребец Буян свободно, без понукания, вез 2200 кг груза, будучи запряжен в простой полок. Одновременно в этих же условиях испытывался брабансонский жеребец Вулкан, который вывез 2 400 кг груза. Таким образом, по грузоподъемности кузнецкие лошади мало уступают рядовым брабансонам.На комбинированных испытаниях рожденный в 1937 году в Легостаевском конном заводе кузнецко-рысистый жеребец Буян пробежал рысью 1 600 м за 3 мин. 13 сек. на (в этом же заезде русский рысак Ветрогон показал резвость на эту дистанцию 3 мин. 10 сек).

К сожалению, с закрытием в середине 50-х годов Легостаевского конезавода работа с кузнецкими лошадьми была прекращена и не велась около 30 лет. В 1983 году в Черепановском районе Новосибирской области был организован конесовхоз “Вперед”, где было сконцентрировано свыше 500 лошадей кузнецкой породы. Работа по восстановлению породы велась под руководством профессора по коневодству Барминцева Ю.Н. Самым типичным представителем породы был признан гнедой жеребец Земляк, к которому и подбирался основной состав племенных маток. В качестве улучшателей породы использовались советский тяжеловоз Бамбук и три жеребца латвийской тяжелоупряжной породы – Граудс, Долорс, Микс.
Хорошо налаженная работа с породой была прервана в 1991 году заносом в хозяйство случной болезни (подседала). Большая часть племенного конепоголовья погибла. В 1995 году после снятия с конезавода карантинных ограничений, возобновилась племенная работа по восстановлению кузнецкой породы.

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.

В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Кузнецкая лошадь

Кузнецкая лошадь (Kuznetsk horse) была выведена в Западной Сибири в XVIII-XIX веках методом народной селекции. До постройки Сибирской железной дороги большинство населения Сибири концентрировалось вдоль больших почтовых трактов. Крестьяне занимались не только земледелием, но и извозом и обслуживали нужды и потребности тракта, специализируя свои хозяйства главным образом в направлении коневодства, производства фуража и продуктов питания, а также предметов сбруи и упряжи, для которых тракт являлся неограниченным рынком сбыта. Гужевые перевозки вдоль главнейших трактов сыграли большую роль в создании укрупненной сильной упряжной лошади.

Свое название порода получила от исторического названия местности – Кузнецкой каменноугольной котловины, расположенной между двумя горными хребтами – Кузнецким Ала-Тау на востоке и Салаирским на западе. Здесь на равнинах преобладали разнотравные и типцово-ковыльные степи. В этих благоприятных условиях разводилась крупная местная лошадь. Крестьяне-переселенцы, двигаясь в Сибирь из черноземной полосы Европейской России, приводили с собой своих лошадей утяжеленного типа. Скрещивание с ними и обильное кормление способствовали еще большему укрупнению местной лошади.

Полутабунное содержание в суровых климатических условиях Сибири выработало тип лошади крепкой конституции, выдающейся выносливости, сохранившей черты сложения местных лошадей Сибири. Вместе с тем работа на тракте способствовала отбору лошадей рабоче-упряжного направления достаточной подвижности. Примерно 190 лет назад кузнецкая лошадь уже была известна в России.

В 1806 году в книге «Новый и полный опытный коновал, современный кавалерист, знаток, ездок, охотник и заводчик» сообщалось, что «кузнецкие лошади находятся по рекам Томи и Оби. Между ними также много бывает хороших рысаков». Имелись в виду конечно не орловские рысаки, порода которых тогда только формировалась и жеребцов из Хреновского не продавали даже во дворцовые конюшни. Речь шла о кузнецких лошадях, обладавших хорошей рысью, о так называемых «бегунцах», ценившихся во много раз дороже рядовых лошадей.

Таким образом, в Кузнецком районе крестьянами-старожилами была выведена сравнительно крупная, утяжеленная лошадь гораздо раньше появления здесь частных конных заводов и проведения каких-либо правительственных мероприятий по улучшению коневодства.

Кузнецкая лошадь первой половины XIX века имела много изъянов: сильно растянутое туловище, мягкую спину, саблистость, короткие бабки, плоское низкопятное копыто. Несмотря на это она была ценна как неприхотливая выносливая лошадь с хорошими движениями и тяговым усилием. Со второй половины XIX века в бывшей Томской губернии начали возникать частные конные заводы рысистого направления (Мокина, Кухтерина, Платонова, Винокурова и др.). В конце XIX века была организована Томская государственная заводская конюшня, укомплектованная преимущественно рысистыми жеребцами, возникло общество поощрения рысистого коннозаводства. В дальнейшем как в государственных заводских конюшнях , так и в частных заводах появились тяжеловозы и в некотором количестве чистокровные верховые лошади. Этот период характеризовался значительным применением межпородных скрещиваний кузнецкой лошади то с рысаками, то с тяжеловозами.

Читайте также:
Лошади породы Аппалуза: фото, описание, характеристика, история и видео

К концу прошлого столетия и началу текущего кузнецкая укрупненная лошадь, представлявшая уже самостоятельный тип, пользовалась признанием и была очень широко распространена. В то время эти лошади при росте 150-160 см имели обхват груди до 190-200 см и обхват пясти 20-23 см. В большом количестве кузнецких лошадей вывозили на восток для комплектования конского состава русской армии. Вся артиллерия в Сибири пользовалась кузнецкими лошадьми. С Нижнеудингской ярмарки кузнецкие лошади как улучшатели попадали в самые различные уголки Сибири, на Дальний Восток, и даже на запад, за Урал. В Якутии, например, кузнецкие лошади послужили для создания мегежского типа якутской лошади, в Туве – верхне-енисейской группы лошадей, на Алтае – чумышской. В 1911 году на Западносибирской выставке кузнецкая порода получила всеобщее признание и была высоко одобрена специалистами.

«Очень хорошие, прочные костистые, конечности, прямая спина и широкая поясница, сильный широкий круп, широкая и глубокая грудь – вот основные достоинства этой лошади» – описание 1915 года.

В период первой империалистической войны кузнецкие лошади очень широко использовались для нужд фронта, преимущественно в артиллерии, куда было взято около 50 тысяч лошадей, причем наиболее ценных представителей этой группы. Это настолько сильно подорвало кузнецкое коневодство, что в 1916 году для его поддержания понадобилось организовать государственный рассадник для разведения кузнецкой лошади в чистоте – в Красной волости (Кемеровская область). Существовал рассадник до 1919 года, потом он был расхищен белогвардейцами. Во второй раз поголовье кузнецких лошадей сократилось в Великую Отечественную войну, их использовали и в артиллерии и в кавалерии.

В послевоенные годы решено было начать работу по восстановлению кузнецкого конепоголовья. В 1945 году в Маслянинском районе Новосибирской области были организованы Легостаевский госплемрассадник и Легостаевский конный завод, укомплектованные лошадьми кузнецкой породы. Они вели работу по совершенствованию кузнецкой лошади и снабжали хозяйства области племенными жеребцами и кобылами.

«Книга о лошади» под редакцией С.М.Буденного 1952 год: «Для экстерьера кузнецких лошадей характерны следующие особенности: голова крупная, чаще с прямым профилем, узким лбом и длинной лицевой частью; шея средней длины, с хорошо развитой мускулатурой; холка низкая, широкая; спина длинная и широкая, приподнятая к пояснице; поясница прямая, широкая и мускулистая; круп широкий, нормального наклона, иногда свислый; корпус длинный, с удовлетворительно развитой грудной клеткой; ноги крепкие, сухие, мускулистые; постановка ног у большинства лошадей правильная; кожа толстая, оброслость большая, масть чаще гнедая.

Кузнецкая лошадь имеет крепкую конституцию, хорошее здоровье и хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Сибири. Она не отличается скороспелостью – сформировывается к 4-5 годам, но зато может быть использована на работах до 24-25 лет. Кобылы плодовиты и молочны. Кузнецкая лошадь, обладая свободным шагом и неплохой рысью, способна перевозить большой груз на дальние расстояния».

Систематических испытаний рабочих качеств кузнецких лошадей не проводили, имеются лишь отдельные данные, полученные на спорадических испытаниях: кузнецкий жеребец Буян свободно, без понукания, вез 2200 кг груза, будучи запряжен в простой полок. Одновременно в этих же условиях испытывался брабансонский жеребец Вулкан, который вывез 2 400 кг груза. Таким образом, по грузоподъемности кузнецкие лошади мало уступают рядовым брабансонам. На комбинированных испытаниях рожденный в 1937 году в Легостаевском конном заводе кузнецко-рысистый жеребец Буян пробежал рысью 1 600 м за 3 мин 13 сек на (в этом же заезде русский рысак Ветрогон показал резвость на эту дистанцию 3 мин 10 сек).

К сожалению, с закрытием в середине 1950-х годов Легостаевского конзавода работа с кузнецкими лошадьми была прекращена и не велась около 30 лет. В 1983 году в Черепановском районе Новосибирской области был организован конесовхоз «Вперед», где было сконцентрировано свыше 500 лошадей кузнецкой породы. Работа по восстановлению породы велась под руководством профессора по коневодству Барминцева Ю.Н. Самым типичным представителем породы был признан гнедой жеребец Земляк, к которому и подбирался основной состав племенных маток. В качестве улучшателей породы использовались советский тяжеловоз Бамбук и три жеребца латвийской тяжелоупряжной породы – Граудс, Долорс, Микс.

Хорошо налаженная работа с породой была прервана в 1991 году заносом в хозяйство случной болезни (подседала). Большая часть племенного поголовья погибла. В 1995 году после снятия с конезавода карантинных ограничений, возобновилась племенная работа по восстановлению кузнецкой породы.

Вятская лошадь

Если говорить лаконично о лошадях вятской породы — это мускулистые, сильные, выносливые, обладающие отличным иммунитетом и легко приспосабливающиеся к любым погодным условиям животные. До 20 века вятских активно использовали в сельском хозяйстве. Рабочие лошади с легкостью справлялись с тяжелой работой, проявляя покорность и дружелюбие к хозяину, однако с механизацией производства потребность в содержании вятских отпала. Дважды порода была на грани исчезновения, однако селекционеры Удмуртии с энтузиазмом брались за восстановление численности вяток. Сейчас животных активно разводят на фермах Кировского района и Удмуртии, где их обычно приобретают для разведения в других регионах России.

Вятки могут быть разной масти, имеют ряд особых характеристик, отличающих их от иных лошадей. В этих животных сочетается физическая сила и высокий интеллект, поэтому селекционеры столь трепетно стараются приумножить поголовье вятской породы лошадей, сформировавшейся в северных широтах России.

Читайте также:
Кладрубская порода лошади: фото, масти, экстерьер и описание

Формирование породы

Вятские считаются «примитивной» иначе говоря — «аборигенной» породой, сформировавшейся в 17-18 вв. на территории Кировской области Приволжского федерального округа и Удмуртии. Как и все аборигенные породы, в отличие от заводских, вятки обладают редкими генами. Их исчезновение могло стать безвозвратным, поэтому ученые Удмуртии уделяют большое внимание сохранению чистокровных представителей породы.

Согласно документальному описанию вятских лошадей, их прародителями стали домашние и дикие лесные лошади Крайнего Севера. Этим объясняется удивительная выносливость вяток. Они не боятся бездорожья и легко преодолевают маршруты, непроходимые для парнокопытных других пород.

Есть и иная версия происхождения вяток. Исторические документы гласят о массовом завозе эстонских клепперов (помеси шотландского пони и лошади) на территорию Вятского края. Историки теряются, кто из правителей был инициатором привоза клепперов — Петр I, подаривший их купцу Строганову, или царь Алексей Михайлович. Есть и более ранние сведения, гласящие о завозе клепперов в 1374 г. первыми поселенцами Вятской и Пермской губерний. Версии интересны, поскольку вятка действительно вынослива и низкоросла, подобно клепперам, но не имеют научных доказательств.

Главный фактор, оказавший влияние на характеристики аборигенных вяток — суровый северный климат. В зимнее время по заснеженным дорогам упряжки из 3 вятских лошадей транспортировали грузы на расстояния до 600-800 км, преодолевая весь путь всего за 10-14 дней, однако заводчики неутомимо работали над усовершенствованием породных качеств.

Лошадей продолжали скрещивать с иными тяжеловесами, и в итоге бесконтрольного спаривания чистокровных вяток осталось считанное количество. К счастью, селекционерами Удмуртии порода была сохранена.

Запряженные в тройку кони традиционно должны скакать по-разному: центральная — рысью, пристяжные — галопом, но данное правило не касается вятских. В русской тройке все 3 вятские могут скакать галопом, развивая максимальную скорость.

Эксперименты по усовершенствованию породы продолжились и в 50-х годах 20 в. В итоге гены орловских и русских рысаков, с которыми спаривали вяток, не привнесли ничего нового, а скрещивание привело к катастрофическому снижению поголовья. Тревогу забил профессор М. Придорогин, обратив внимание общественности на вырождение аборигенных лошадей. На тот момент оставался всего десяток вяток, разведением которых занялись селекционеры. Сейчас животным не грозит вырождение, а работы по улучшению породных характеристик ведутся лучшими специалистами, трепетно относящимися к сохранению аборигенных параметров вяток.

Описание

Достаточно рассмотреть фото вятской породы лошадей, чтобы убедиться в мощи и красоте выходца северных широт.

В 17 в. вятские были разных мастей, однако сейчас признается только саврасая масть и ее разновидности. Итак, окрас может быть:

  1. Вороно-саврасым. Данный окрас, как правило, неоднороден, с перемежающимися шерстинками серого, черного, бурого цвета. Небольшие белесые участки могут встречаться около глаз и губ, а также в районе крупа.
  2. Гнедо-саврасым. Масть отличается светло-коричневым цветом. Оттенок может быть как светлым, так и насыщенным. Хвост и грива отличаются более темными оттенками.
  3. Булано-саврасый. Характерная особенность таких коней — более светлый окрас туловища, и черные конечности ниже коленного и скакательного суставов.
  4. Рыже-саврасая. Для такой масти характерен неоднородный рыжий цвет. Грива также неоднородного окраса с темными и светлыми волосками. Вдоль позвоночника отчетливо выделяется темно-коричневая полоса, так называемый «ремень».

Рыжая и рыже-саврасая масти выбраковываются, однако такие животные активно приобретаются фермерскими хозяйствами, поскольку представители породы ничем не отличаются от остальных, кроме окраса, и имеют такие же показатели выносливости.

Крайне редко встречаются мышастые, гнедые, русые масти вятских, хотя пару веков назад они были распространены не меньше саврасой.

Наличие отметин для вяток не характерно.

Параметры

Невысокий рост — одна их характерных особенностей вяток, который так старательно пытались искоренить селекционеры на протяжении 2 веков. Однако именно такие лошади отлично подходят для обучения конной езде детей-подростков.

Рост нисколько не мешает активному использованию вяток в сельском хозяйстве. Кроме того, специалисты Удмуртского Госплемрассадника пришли к выводу: низкий рост стал следствием чрезмерной эксплуатации и плохого кормления животных. В племенном рассаднике лошади, содержащиеся в хороших условиях, значительно «подросли», и если в 1939 г. их рост едва достигал 138 см, то в 1956 г. средний рост жеребцов достигал 148 см.

Современные вятки имеют следующие параметры:

Пол Жеребцы Кобылы
Параметры Минимальный, см Средний, см Максимальный, см Минимальный, см Средний, см Максимальный, см
Высота в холке 138 148,4 158 134 146,9 160
Косая длина туловища 146 154,9 176 143 156,2 172
Обхват груди 168 180,5 210 165 182,5 208
Обхват пятки 19 21,4 24,5 18,5 20,5 23

Параметры вятской породы лошадей постоянно претерпевают изменения в сторону увеличения, однако телосложение парнокопытных разнится. Особенности строения стали критерием разделения особей в пределах породы на 3 типа: массивных, средних и облегченных.

Обратите внимание! Грузоподъемность вятских жеребцов достигает 3 500 кг, сила тяги животных — 150 кг.

Предназначение вятской лошади массивного и среднего типа — выполнение сельскохозяйственных работ, транспортировка грузов. Легкий тип наиболее приближен к легкоаллюрным породам, поэтому их используют в конном спорте.

Характеристика и особенности

Кроме небольшого роста, лошади имеют и иные, характерные породные черты:

  1. Большая голова, лобная кость широкая, челюсть массивная.
  2. Грудь мускулистая, однако не сильно развита, неширокая, впалая.
  3. Шея короткая. У жеребцов просматривается на шее гребень. Отклонение гребня в сторону свидетельствует об ожирении коня.
  4. Конечности короткие, устойчивые, задние ноги немного искривлены.
  5. Спина прямая.
  6. Круп мускулистый, немного спущен вниз.
  7. Копыта небольшие, окрашены в черный цвет.
  8. Кожа толстая, надежно защищающая от укусов насекомых.
  9. Шерсть жесткая, густая. Зимой шерсть удлиняется, становится еще гуще для сохранения температуры тела животного.
  10. Вес в среднем достигает 380 кг.
Читайте также:
Порода лошадей Нормандский коб: фото, характеристика, описание

Гармонично сложенные, мускулистые, эстетические привлекательные вятки заслужили любовь благодаря кроткому нраву, дружелюбию и высокому интеллекту.

Характер

Еще в Древней Греции упоминалось благотворное влияние верховой езды на человека, а с 1960 г. иппотерапия стала частью реабилитационной программы наряду с физиотерапевтическими процедурами. Для общения с пациентами привлекались породы лошадей с наиболее устойчивой психикой, которые не проявляют агрессии, терпеливы, с легкостью подчиняются человеку. Одна из таких пород — вятские. Им доверяют людей с проблемами сердечно-сосудистой системы, ДЦП, болезнями опорно-двигательного аппарата.

Лошадей держат на ипподромах для обучения детей верховой езде. Широкая спина вятских отлично подходит для неопытных наездников, которые с трудом держатся в седле. Лошади не склонны к непослушанию, проявлению агрессии, потому им не страшно доверить детей.

Особенности содержания

Обеспечение должного уровня комфорта — один из факторов гармоничного развития породы. Обеспечить вятских всем необходимым несложно — они неприхотливы, устойчивы к холодам. Все, что им нужно — соблюдение гигиены и сбалансированное питание.

Раз в неделю необходимо проводить уборку конюшни, заменяя прелые опилки на новые. Емкости для кормления лошадей должны вымываться ежедневно.

Следует постоянно проверять целостность напольного покрытия конюшни. Чаще всего полы выстилают досками толщиной до 7 см. При появлении трещин и сколов поврежденные участки следует немедленно заменить.

Температура в помещении не должна быть ниже -4°С.

Необходимо следить за состоянием копыт, зубов, шерсти животных. Копыта очищаются специальными крюками, шерсть проглаживается щетками по направлению роста.

Обратите внимание! Рабочих лошадок необходимо подковать. Процедуру проводят после достижения лошадьми 3 лет, но если копыта имеют дефекты, нуждаются в дополнительной защите, подковать вятскую можно в 1,5 года.

Животных моют специальными средствами для блеска и гладкости шерсти. Гриву стоит прочесать после того, как спутанные места будут расплетены вручную.

Внешний вид напрямую зависит от качества употребляемых кормов. В летний период большую часть времени животные проводят на пастбищах, а зимой лошадей обеспечивают кормами (дневная норма): сеном (до 10 кг), овсом (до 5 кг), корнеплодами (до 3 кг), отрубями (до 1,5 кг), витаминными и минеральными добавками.

Плюсы и минусы породы

Каждая порода имеет достоинства, позволяющие справляться с поставленными задачами, и недостатки.

Положительные черты вятских лошадей:

  • выносливость;
  • стойкость к воздействию низких температур;
  • уравновешенность;
  • способность к обучению;
  • бесконфликтность;
  • покладистый нрав;
  • хороший иммунитет;
  • плодовитость;
  • отсутствие реакции на укусы насекомых.

Недостатки породы — непропорционально большая голова, часто проявляющаяся кривизна (саблистость) ног.

Вятская станет отличным выбором, если требуется лошадь — помощник по хозяйству, друг для детей или заботливый компаньон для людей, нуждающихся в иппотерапии.

Породы лошадей: ТОП-150 фото популярных видов лошадей. Список лучших пород с характеристикой и нюансами содержания

Каждый, кто увлекался конным спортом, интересовался породами лошадей. Но начинающему любителю верховой езды бывает довольно трудно понять, чем представители одного вида отличаются от другого. И чем чистокровные лошади отличаются от полукровных представителей? И какая самая красивая порода лошадей? Давайте разбираться вместе.

В настоящее время известно более 400 пород лошадей. С названиями некоторых их них знакомо большинство любителей верховой езды. Но есть и такие варианты, о которых слышали только специалисты.

Например, спортивные лошади: тракененская, ольденбургская, голштинская, голландская теплокровная. Или породы лошадей – тяжеловозов: владимирская, першерон, арден, русская тяжеловозная.

Есть и такие, восстановить которые уже невозможно из-за безразличия людей или действия времени. Например, стрелецкая, битюг, мезенская. Существует ли система упорядочивания пород?

Содержимое обзора

Классификации пород лошадей

Специалисты, работающие в конном мире, выделяют несколько вариантов классификаций. Одна из них – по характеру использования.

В этом случае подразделение выглядит следующим образом:

  1. Верховые лошади. Представители этой группы выводились селекционерами для езды под седлом. К этой группе относятся как чистокровные, так и полукровные породы лошадей. С фото некоторых из них можно ознакомиться ниже. Наибольшую популярность среди верховых лошадей имеют английские скаковые, ахалтекинские и арабские скакуны. Лошади этих пород уникальны и стоят того, чтобы рассказать о них отдельно. В последние годы наравне с ними популярность завоевывает голландская теплокровная. После феноменальных побед Тотиласа в выездке, всадники этой дисциплины все больше обращают внимание на жеребят той же породы. К этой же группе относятся такие породы, как буденновская, терская, аппалуза, ганноверская, андалузская и многие другие.
  2. Верхово-упряжной тип. Часто можно услышать, что представители этой группы одинаково хороши под седлом и в упряжи. Лошади способны переносить грузы на большие расстояния, благодаря чему пользуются популярностью на туристических маршрутах. К ним относятся кустанайская, донская, башкирская, вятская, латвийская породы.
  3. Легкоупряжные лошади известны всем любителям бегов. Существует три породы: русский, орловский и американский рысаки. Характерной особенностью является способность стремительно перемещаться рысью. Именно этот аллюр идеально подходит для кареты, коляски или саней.
  4. Тяжеловозы (тяжелоупряжные). Лошади этой группы предназначены для перевозки огромных и тяжелых грузов. Во многих странах выведены свои породы. Например, во Франции популярны ардены и першероны. В Бельгии – брабансоны. В Норвегии – гудбрандсдальские лошади. В России выведены советский, владимирский и русский тяжеловозы.
Читайте также:
Англо-нормандская порода лошади: фото и видео, описание, история

Одна из самых многочисленных групп – верховые породы лошадей, среди которых выделяют чистокровных и полукровных скакунов.

Чистокровных всего три вида: Ахалтекинская, Арабская и Английская скаковая.

Ахалтекинская порода

Многие специалисты считают, что это – первая порода, появившаяся в мире. Ахалтекинцев в летописях можно встретить под другими названиями: аргамаки, массагетские, парфянские, персидские и туркменские лошади.

Именно этих красавцев называли несейскими конями, спустившимися с неба. Издревле они считались боевыми скакунами, не знавшими страха. На фресках Древнего Египта можно увидеть колесницы, запряженные этими великолепными созданиями.

Кровь ахалтекинцев течет во многих лошадях. Селекционеры использовали аргамаков для создания новых пород и для облагораживания уже имеющихся типов.

Предков современных ахалтекинцев можно найти в племенных документах с 1885 года, когда родился великий Бойноу, родоначальник основных линий внутри породы. Именно с этого времени стали вестись записи о происхождении. А в 1941 году вышла первая племенная книга с перечислением поголовья лошадей этой породы.

  • Ахалтекинцы отличаются ярким, неповторимым экстерьером и боевым нравом. Часто аргамаков сравнивали с гепардами.
  • Длина линии корпуса, высокая холка, скорость и плавность движений, неукротимый нрав – все напоминало стремительного хищника.
  • Но к невероятной красоте добавлялось сходство со змеей – изящный изгиб длинной шеи напоминал кобру, приготовившуюся к броску.
  • Сравнивали ахалтекинцев и с орлом – легкий, летящий над землей галоп, гордая стать не оставляли шансов для других вариантов.
  • Недаром лошадей часто называли «Птицами». Например, имя жеребца Меле-Куш переводится как Буланая Птица.

Особенности экстерьера

Ахалтекинцев легко узнать среди множества других представителей пород.

Отличительными чертами строения тела являются:

  • Длинные линии корпуса;
  • Сухой костяк;
  • Высокая холка и узкая грудная клетка;
  • Высокий постав головы;
  • Сухие ноги.

Масти могут быть разными. Чаще всего встречаются буланые, соловые, гнедые окрасы с характерным золотистым отливом.

Ахалтекинцы в наши дни

Об аргамаках говорят, что это лошадь одного человека. Они тяжело переносят смену владельца. Но, найдя подход, лошадь становится надежным партнером. Возможно, такой непростой характер послужил причиной того, что в спорте эти лошади встречаются нечасто.

Впрочем, поклонники конного спорта помнят блестящую победу Абсента и Сергея Филатова на Олимпиаде. Зарубежные газеты писали о невероятном вороном красавце как о черном лебеде в выездке, настолько он покорил и судей, и зрителей плавностью линий и движений.

  • К сожалению, Великая Отечественная война нанесла серьезнейший удар по поголовью лошадей.
  • Последующие годы также были непростыми для породы. Многие линии, такие, как, например, Бек-Назар-Дор, в настоящее время безвозвратно утеряны.
  • Но силами ценителей аргамаков по крупицам удалось собрать племенное поголовье.

В настоящее время есть хозяйства, которые занимаются разведением и тренировкой именно этих грациозных красавцев

В последние годы все чаще можно встретить представителей породы в конкуре и выездке. На Пятигорском ипподроме регулярно проводятся испытания молодых лошадей в гладких скачках.

Арабская порода

Арабские скакуны по праву считаются самыми красивыми лошадьми. Недаром русская балерина Галина Уланова восхищалась красотой и грацией арабца: «Легкости и изяществу арабской лошади может позавидовать любая балерина мира».

  • Порода появилась на территории Аравийского полуострова в период с V по VII век. Арабы дорожили своими лошадьми. Быстроногие скакуны ценились на вес золота. Из-за них велись бои, их преподносили в качестве бесценных подарков. Так в свое время в Россию попал знаменитый жеребец – Сметанка, ставший одним из родоначальников орловской породы.
  • Пустынная и засушливая местность, где появилась порода, наделила ее особой выносливостью. Скакуны могут хорошо переносить голод и жажду. При этом они быстры, выносливы и смелы.
  • Кровь арабцев можно встретить во многих современных лошадях. Так, некоторые русские породы лошадей появились благодаря арабским скакунам. Например, орловская рысистая, терская, русская верховая. Своим потомкам арабские чистокровные неизменно передают нарядную внешность, невысокий рост, изогнутый профиль и… весело вздернутый хвост!

Арабцы отличаются необычным экстерьером. Считалось, что лошадь была благословенной, если у нее был выпуклый лоб. В старые времена, когда порода только зарождалась, такая особенность высоко ценилась арабами и тщательно закреплялась селекцией.

Особенности экстерьера

Арабцы обладают яркой внешностью. Их легко узнать среди лошадей других пород. Выделяет следующие характеристики:

  • «Щучий» профиль и выпуклый лоб;
  • Изогнутая, лебединая шея;
  • Невысокий рост;
  • Широкая грудная клетка;
  • Высоко поднятый хвост, что особенно заметно при аллюрах.

Окрас шерсти зависит, в частности, от внутрипородного типа, к которой принадлежит арабец. Серая масть чаще встречается у лошадей, относящихся к сиглави и кохейлан-сиглави. Гнедая и рыжая масть чаще встречается у двух других типов – кохейлан и хадбан. Очень редко встречается вороная масть.

Арабцы в наши дни

Лошади этой породы во все времена ценились невероятно высоко. Недаром президент Египта Г. А. Насер в помощь за строительство Асуанской плотины подарил Н. С. Хрущеву элитного скакуна Асуана. Потомки арабца долгое время становились обладателями всевозможных титулов по всему миру.

В настоящее время арабских скакунов можно увидеть на скачках. Кроме того, они участвуют в пробегах, любительском и профессиональном конном спорте.

Английская скаковая (чистокровная верховая)

Лошади английской скаковой признаются самыми быстрыми в мире. Хотя, строго говоря, чистокровной назвать эту породу нельзя. Она была выведена сравнительно недавно, примерно в XVII–XVIII веках.

Чистокровная верховая обязана своим происхождением восточным лошадям. Предполагают, что это были арабские и ахалтекинские скакуны, захваченные в боях или купленные английскими коннозаводчиками.

Читайте также:
Лошадиная порода Битюг: лошадиная сила, фото и происхождение

Благодаря их кропотливой работе, на свет появилась уникальная порода лошадей, обладающая невероятной скоростью и выносливостью.

  • Лошадей чистокровной верховой также использовали для выведения новых пород.
  • В настоящее время допускается использование этих лошадей для улучшения показателей поголовья.
  • Но при этом за все время существования английские скакуны сохранились в первоначальном виде, без добавления крови других пород.
  • Поэтому ее также относят к чистокровному типу.

Особенности экстерьера

Отличительными характеристиками чистокровной верховой считаются:

  • Крепкий или тонкий костяк;
  • Длинные или квадратные линии корпуса;
  • Глубокая грудная клетка;
  • Тонкая кожа;
  • Крепкие сухожилия и рельефные мышцы.

Масти могут быть совершенно разными: встречаются как вороные, так и серые представители пород.

Чистокровные верховые в наши дни

К сожалению, войны, прошедшие в России, нанесли серьезный урон поголовью лошадей. Многие племенные табуны были угнаны или уничтожены.

Численный состав восстановился только к 1950 годам. И спустя два десятка на весь мир прогремело имя Анилина. Под седлом Н. Насибова он одержал 21 победу!

Благодаря своим универсальным спортивным качествам, представителей этой породы можно встретить во всех видах соревнований и во всех уголках мира. Но чаще всего – на дорожках ипподрома, где проходят соревнования по гладким скачкам.

Казахская лошадь: преимущества и недостатки содержания

Средняя Азия и Казахстан в частности считаются наиболее вероятным местом приручения лошади. Даже сегодня, когда эти животные утратили былую важность для экономики, транспорта и армии, в Казахстане продолжают разводить большое количество лошадей. Степные скакуны остаются важным элементом культурного наследия и современной культуры Казахстана. Одной из самых популярных здесь является местная казахская порода лошадей — одна из древнейших на планете.

История казахской лошади

Согласно наиболее популярной теории, первыми лошадей одомашнили представители ботайской культуры, жившие на землях, которые сегодня занимает Казахстан. Вероятно, формирование казахской породы лошадей началось именно в тот период и продолжалось в течение тысячелетий.

Считается, что современная казахская порода окончательно сформировалась около тысячи лет назад, приобретя более-менее современный облик и характеристики. Она представляла собой универсальную породу, которая была в равной степени хороша и как верховая, и как вьючная, и как мясо-молочная, хотя ни по одному из этих параметров она не демонстрировала исключительных показателей.

Казахская лошадь наравне с монгольской составляла основу боевого поголовья армии Золотой Орды, которая в конце Средневековья подчинила всю степную часть Евразии, дойдя до Карпат на западе.

На начальном этапе формирования породы большое влияние на нее оказали другие аборигенные породы Средней Азии и прежде всего монгольские и туркменские. Позднее казахская лошадь испытала достаточно сильное влияние более продвинутых скаковых пород — арабской, ахалтекинской, караибской и т.д. В XX веке для улучшения казахских лошадей стали активно привлекать английскую чистокровную породу, орловского рысака и донскую лошадь.

Под воздействием климатических различий разных регионов Казахстана, а также в результате скрещивания с другими породами и целенаправленной селекции внутри казахской породы появились внутрипородные типы, именуемые отродьями — джабе, адаевская лошадь и другие.

Описание лошадей казахской породы

Казахская лошадь является типичной низкорослой, но крепко сбитой породой. Средняя высота в холке составляет 131—138 см, длина туловища — около 142 см. Масса взрослого животного колеблется в пределах 320 — 360 кг. Масти самые разнообразные, но преобладают рыжая и гнедая.

Ключевой особенностью лошадей данной породы является их выносливость и, прежде всего, морозоустойчивость. В казахской степи довольно холодные зимы и морозы в –40 градусов не являются чем-то исключительным. В таких условиях и формировалась эта порода. При этом лошади казахской породы хорошо справляются со скаковыми нагрузками. Их активно используют в скачках на длинные дистанции.

Что касается нрава, то у казахской лошади он достаточно противоречив. Это довольно смелые и умные животные, которые могут проявлять как чудеса выдержки и послушания, так и наоборот. Иногда лошадь капризничает и намеренно ведет себя так, чтобы испортить настроение наезднику. Впрочем, если проявлять к лошадям этой породы терпение, то они становятся послушными.

Как уже говорилось выше, существует несколько внутрипородных типов казахской лошади, среди которых наибольшее распространение получили адаевская лошадь и джабе (также жабе или джэбе)

Лошади адаевского типа ориентированы более на скаковую специализацию, нежели на все прочие. Они выше ростом и обладают более лёгкой конституцией, нежели базовая порода. Также адаевцы резвее и темпераментнее. При этом они значительно хуже переносят суровые морозы.

Казахские лошади типа джабе — это мясо-молочное направление породы. Они относительно невысоки, но обладают более крепкой конституцией, а потому могут весить до 500 кг. Они хорошо приспособлены к холодам и тяжелой работе.

Продуктивность лошадей казахской породы

За прошедшие тысячелетия народам, населявшим Казахстан, удалось вывести довольно-таки продуктивную породу лошадей. Особенно хорошо себя показывает внутрипородный тип джабе: убойный выход около 53—57%, а нередко и все 60%; молочная продуктивность составляет в среднем около 10 кг в сутки.

Важно отметить, что вкусовые характеристики конины, получаемой от казахской лошади весьма высоки. Этим порода заметно отличается от многих других, мясо которых довольно посредственное на вкус.

Условия содержания казахских лошадей

Данная порода с самого начала предназначалась для максимально простых и в то же время тяжелых условий содержания. Казахи изначально были кочевым народом, соответственно ни о каких конюшнях и заготавливаемых кормах речи быть не могло. Животных содержали в табунах под открытым небом без каких-либо загородок.

Читайте также:
Тиморский пони: фото, масть, экстерьер, описание и характеристика

Не только на этапе формирования, но и вообще всю историю существования породы лошадей держали на свободном выпасе круглый год. Даже зимой животные должны были самостоятельно искать себе пропитание под снегом.

В наши дни казахи до сих пор широко практикуют традиционное табунное коневодство. Видео казахских лошадей, гуляющих по заснеженной степи найти в Интернете нетрудно. Однако при отсутствии подходящих для этого условий, лошадей казахской породы можно держать и в более распространенных у нас конюшнях или крытых загонах. Поскольку животные изначально приспособлены к самым лютым климатическим условиям, вовсе не обязательно не только отапливать конюшню, но вообще обеспечивать ей какую бы то ни было теплоизоляцию. Дыры в стенах, отсутствующие стекла в окнах, открытые двери — всё это ни по чем казахским лошадям даже в 30-градусный мороз.

Правда, это не касается адаевского верхового подтипа. Эти лошади более требовательны к условиям содержания, поэтому им понадобится более надежная защита от сильного мороза.

Что касается вопросов кормления, то и здесь опять-таки казахская порода отличается предельной простотой. Привыкшая к условиям степи и полупустынь, казахская лошадь рада довольствоваться любой травой, которую ей предложат. В условиях средней полосы с ее обильным разнотравьем для казахских лошадок настоящий рай. Ну а если добавить в рацион еще и разные вкусности вроде фруктов, овощей и овса, животина будет безмерно благодарна.

Преимущества и недостатки лошадей казахской породы

Казахская лошадь является типичной аборигенной породой, которая обладает оптимальными характеристиками для той местности, где ее разводят, но ввиду общей усредненности этих характеристик практически не представляет интереса для коннозаводчиков из других регионов.

В России казахская порода более-менее известна лишь благодаря тому, что Казахстан долгое время входил в состав Российской империи и СССР. За пределами постсоветского пространства эта порода практически никого не интересует. И всему виной именно совсем не выдающиеся характеристики.

Ключевыми преимуществами породы, за которые ее ценят на родине, являются:

  1. Хорошая выносливость. Казахская лошадь, фото которой здесь представлены, вполне способна проскакать два десятка километров за раз без ущерба для здоровья. Это делает ее пригодной, в том числе, для спортивных состязаний в тех дисциплинах, где важна именно выносливость, а не скорость животного. Также лошади казахской породы хорошо справляются с тягловой нагрузкой, хотя, конечно, до специализированных тяжеловозных пород ей далеко.
  2. Приспособленность к холоду и жаре. Степи Казахстана — это адская жара летом и жесточайший мороз зимой. Именно к таким условиям подготовлены лошади казахской породы. Это делает их достаточно универсальными в том плане, что они легко переносят условия и Крайнего Севера, и южных регионов Российской Федерации.
  3. Общая непритязательность к условиям содержания. Довольно трудно назвать другую такую породу лошадей, которая столь легко переносила бы полное отсутствие «бытовых условий», как казахская лошадь. Ее в самом деле можно держать круглый год под открытым небом, и это никак не скажется на здоровье животного. То же самое касается и кормов. Никакой специальный рацион ей не нужен. Лошадь будет рада уже тому, что ей позволяют вдоволь пастись летом, а зимой дают сено.
  4. Хорошая продуктивность. Казахская порода довольно-таки хорошо себя показывает в том, что касается средних удоев и убойного выхода. И это не мудрено, ведь у кочевых казахов основным источником мяса и молока были именно лошади, а не коровы.

Впрочем, именно недостатки, которыми обладает порода, определили ее низкую популярность за пределами Казахстана:

  1. Низкие скаковые качества. Хотя эта лошадь вполне пригодна для передвижения верхом, другие породы ее значительно превосходят в этом. Исключением является лишь адаевский подтип, который изначально заточен под верховую езду. Но даже он сильно уступает тем же ахалтекинцам, не говоря уже об английской чистокровной.
  2. Сомнительные эстетические качества. Казахская порода и лошадь жабе в особенности не отличается привлекательностью экстерьера. Разумеется, казахи с этим поспорят, ведь для них эта лошадь красивее любой другой, однако для коннозаводчиков из других стран казахские лошади отнюдь не кажутся красавцами.

Есть ли смысл разводить лошадей казахской породы в России?

Казахская порода лошадей представляет интерес, прежде всего, как источник мяса и молока. Для тех регионов РФ, где употребление кумыса и конины широко распространено, ее можно использовать как основу товарного поголовья или сформировать из нее значительную часть стада. Впрочем, и в средней полосе, где определенный спрос на эти продукты также имеется, а предложение крайне невелико, разводить казахских лошадей, в особенности тип джебе, определенно имеет смысл.

Как верховая порода казахская чистокровная лошадь малоинтересна. Но выделяется адаевский подтип. Эти лошади также не могут тягаться с классическими верховыми породами в профессиональных скачках, но для любительской верховой езды и конного туризма подходят в полной мере. А с учетом их непритязательности к условиям содержания и составу кормов, они даже выгодно отличаются от европейских скаковых пород.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: