Литовский тяжеловоз: порода лошади, фото, происхождение, описание

Литовский тяжеловоз: порода лошади, фото, происхождение, описание

Литовская тяжелоупряжная порода

Исторические сведения

Литва издавна славилась своей мелкой, но сильной, выносливой и нетребовательной лошадью, которая вошла в иппологическую литературу как жмудка. В свое время эта мелкая лошадь, ростом 130-140 см, полностью удовлетворяла нужды крестьянского сельского хозяйства Со второй половины XIX века, в связи с изменением экономических условий, воникла потребность в крупной массиивной лошади. В 1879 году в цетральной зоне Литвы организовалось «Расейнское общество поощерения по разведению лошадей жмудских породы, которая ставила своей целю улучшить ждудских лошадей, не применяяя скрещивания с другими породами. Однако убедившись в длительности такого способа, общество приступило к скрещиванию местных лошадей с различными породами (Арабской, арденской, брабансонской) Опыт показал, что наилучшие рабочие лошади получаютсч от скрещивания местных кобыл с производителями тяжеловозных пород бельгийского корня, из которых наибольшее влияние оказали шведские ардены. Скрещивание началось во второй половине прошлого столетия.

В 1923-1925 гг из Швеции в Литву были завезены 157 производителей и 380 кобыл шведской арденской породы. В 1931 -1937 гг еще 26 жеребцов.

При скрещивании местных кобыл с арденами было получены достаточно крупные, массивные, но сухие и подвижные лошади, которые по своим рабочим качествам вполне удовлетворяли требования сельского хозяйства. Полученные помеси желательного типа (в основном второго и третьего поколения) разводились «в себе». Это позволяло закрепить у помесей высокие качества жмудских лошадей – выносливость, хорошую приспособляемость к местным условиям с достаточно ростом и массивностью арденов.

При выведении породы большое внимание было уделено отбору и подбору. Отбор проводился по экстерьеру, конституции, рабочим качествам. Высоко ценились лошади с производительным шагом, крепкие, сильные и выносливые, хорошо приспособленные к пастбищным кормам. Желательным типом считались лошади среднего роста, низконогие, пропорционального строения, спокойные, но довольно энергичные и подвижные. В процессе выведения породы, испытания и тренировки лошадей не проводились. Однако племенные кобылы и производители постоянно использовались на всех сельскохозяйственных работах, а молодняк приучали к легкой работе с 2- летнего возраста.

Большую роль в развитие тяжеловозного конезаводства Литвы сыграли коневодческие сельскохозяйственные общеста, а также Вильнюсская земская конюшня

Официально литовская тяжелоупряжная порода утверждена в 1963 году.

Современное состояние породы

В Литве в 90-е года прошлого века, почти все лошади попали в частные руки. Большая их часть была сдана на мясо. В 2014 году все хозяйства, разводящие литовскую тяжелоупряжную, были объединены в один «Литовский конзавод» в которой находится около 25 маток. Около 40 маток имеет президент ассоциации литовских тяжелоупряжных лошадей – гн-н Вигантас Индрашюс, по 25 голов имеют общества Скилвойяй, Кракес. По 10-15 голов имеют несколько частных заводчиков. Всего в Литве в 2017 году зарегистрировано 329 рожденных жеребят.

В ПЗ «Семеновский» (ранее совхоз им. 60 – летия СССР) Республики Марий Эл, для комплектования племенной кумысной фермы приобрели в 1978 году 22 кобылы и 4 жеребца литовской тяжелоупряжной породы в конных заводах Литвы. Приобретались лошади из основных хозяйств по разведению данной породы: Нямунском, Жагарском, Судавском конных заводах.

Отличительная особенность экстерьера

Лошади этой породы имею пропроциональную голову средней величины, шею средней длины с хорошо развитой мускулатурой, холку среднюю по высоте и длине, широкую спину, часто с уложиной к холке, широкую, ровную поясницу, ребра округлые, круп средней длины, широкий, раздвоенный, мускулистый, нередко вздернутый, свислый. Грудь глубокая, ноги средней длины, крепкие, суставы хорошо развитые, копыта правильной формы с прочным копытным рогом. Из экстерьерных недостатков встречается саблистость, х – образная постановка, косалапость, мягкая спина. Литовские тяжелоупряжные лошади в большинстве имеют рыжую масть, но встречаются и гнедые лошади.

Средние промеры лошадей: жеребцы: 158,7-165,2 – 197,4 – 24,3; кобылы – 156,5 – 162,4- 194,4-23,5

Литовские тяжелоупряжные лошади отличаются крепким здоровьем, скороспелостью, долголетие и хорошей плодовитостью. В числе производящнго состава встречались лошади в возрасте 20 лет и старше.

Они неприхотливы к условиям кормления и соджержания.

Для восстановления популяции литовской тяжеловозной породы в Республике Лита, в конце 90-х голов были завезены 4 жеребца породы шведской арден (которые широко применялись при выведении породы) Шведские ардены лошадям Литвы придали большой рост, более массивное телосложение и сырость.

Промеры кобыл современного племенного состава литовской тяжелоупряжной породы в Литве: кобылы- 162,2 – 214,5 – 23,21

Жеребцы – 163,8 – 217,3 – 25,15

В Российской Федерации сохранилась популяция имеено настоящей литовской тяжелоупряжной породы, которая разводилась и была востребованы в Советские времена.

Среднего калибра, сухая и самое главное долговечная, неприхотливая.

Направление использования

Лошади литовской тяжелоупряжной породы хорошо передают свои наследственные качества, и поэтому они являются прекрасными улучшателями местных пород лошадей. Благодаря своим уникальным качествам, неприхотливости и выносливости литовские тяжеловозы хорошо акклиматизируются в различных климатических зонах.

Большую роль литовская тяжелоупряжная порода сыграла при выведении новой мясной породы лошадей – новоалтайской.

Лошади литовской тяжеловозной породы обладают прекрасными рабочими качествами. На Всесоюзных испытаниях лошадей тяжеловозных пород – лошади этой породы часто выходили победителями и становились Абсолютными Чемпионами.

Рекорды работоспособности лошадей литовской тяжелоупряжной породы:

Литовский тяжеловоз

  • Происхождение
  • Экстерьер
  • Характер и достоинства породы
  • Применение лошадей

Порода лошадей литовский тяжеловоз выведена в период с середины 19 до начала 20 столетия. Её предками являются жмудские кони, населявшие территорию современной Литвы. В довоенное время эти животные были незаменимыми помощниками сельских жителей. Порода используется и сейчас для транспортировки грузов и на поле.

Читайте также:
Поло-пони: фото и видео, описание породы и характеристики

Порода лошадей литовский тяжеловоз

Происхождение

Упоминания о сильных и выносливых аборигенных лошадях Литвы встречаются в документах, датированных 16 веком. Жмудские кони были хорошо приспособлены к местной кормовой базе и климату. Крестьяне использовали их как верных помощников.

В 19 столетии стало стремительно развиваться земледелие, возросла потребность в тягловой силе. Правительство Литвы вняло просьбам местных жителей о том, чтобы создать собственную породу сильных лошадей, которые могли бы легко перевозить грузы и пахать землю. Местные жеребцы и кобылы хоть и были выносливыми, но оказались мелковаты для такой масштабной работы.

Для селекции использовали местных кобыл, жеребцов шведских арденов и русских тяжеловозов. На протяжении 20 лет литовские селекционеры в Вильнюсе разводили помесных потомков, пока не добились закрепления хороших признаков. Работа завершилась в 1940 году. Её результат превзошёл ожидания.

Великая отечественная война не прошла бесследно для новой породы. Часть поголовья использовали для армейских нужд. К счастью, племенные жеребцы уцелели, и селекционерам удалось восстановить популяцию. В 1963 году литовский тяжеловоз был зарегистрирован официально. Сегодня тяжелоупряжная лошадь литовского происхождения распространена в России и странах Европы.

Экстерьер

Литовский тяжеловоз отличается грубоватыми формами и невысоким ростом – 1,5–1,55 м. Чаще всего он представлен в рыжей или гнедой масти. Характерные особенности экстерьера:

  • непропорциональное телосложение – голова и шея очень большие по сравнению с туловищем;
  • слегка горбоносый профиль;
  • глаза выразительные, добрые;
  • холка хорошо выражена, шея немного изогнутая;
  • корпус мускулистый;
  • линия спины с глубоким прогибом;
  • грудная клетка массивная, широкая;
  • круп аккуратный с низкой постановкой хвоста;
  • ноги сильные, для задних конечностей характерна саблистость;
  • пышная грива и густой хвост.

Внешность литовского тяжеловоза

Характер и достоинства породы

Тяжелоупряжная лошадь литовского происхождения обладает добрым и покладистым характером. Она послушна и трудолюбива, за что её и ценят на родине. В сёлах этих животных используют и для прогулки в седле, чему они вовсе не противятся.

Несмотря на неказистый внешний облик, лошадь литовский тяжеловоз заслужила хорошую репутацию. Она отличается крепким здоровьем и высокой трудоспособностью. Животные сильны и выносливы, неприхотливы к условиям содержания, непривередливы к кормам.

Внимание! Кобылы этой породы показывают неплохую плодовитость – 80–90%.

Применение лошадей

Сегодня литовский тяжеловоз по-прежнему используется в сельской местности. Местные жители держат лошадей как помощников в нелёгком труде – на полевых работах, для перевозки сена и кормов. В странах ближнего зарубежья литовская тяжелоупряжная порода тоже пользуется спросом.

С развитием технического прогресса упряжные кони не столь востребованы, как в довоенное время. Теперь тяжёлую работу выполняют машины. Зачастую лошадей используют для получения мяса.

Литовский тяжеловоз не может похвастать красивой внешностью, но он обладает рядом других достоинств – силой, выносливостью, неприхотливостью и покладистым характером. Такую лошадь легко содержать, поэтому она до сих пор популярна в Литве и других странах.

Литовский тяжеловоз: порода лошади, фото, происхождение, описание

Литовская тяжелоупряжная порода

Эта порода выведена в Литовской ССР при скрещивании жмудских лошадей со шведскими арденами.

В Литве издавна разводили неприхотливую и выносливую, но мелкую жмудскую лошадь. Когда возникла потребность в более крупной и мощной сельскохозяйственной лошади, жмудку стали скрещивать с разными заводскими породами. Из таких пород наибольшую роль сыграли шведские ардены – тяжеловозы бельгийского происхождения, которых в большом количестве завозили в Литву в 20-30-х годах. Помесей третьего-четвертого поколений разводили “в себе”, поскольку они удачно сочетали неприхотливость и выносливость местных жмудских лошадей с массивностью и большей крупностью шведских арденов. При отборе высоко ценились лошади с производительным шагом, крепкие, сильные и выносливые, хорошо приспособленные к пастбищному корму, меньшее внимание уделяли экстерьеру. Большую роль в развитии тяжеловозного коневодства Литвы сыграли коневодческие и сельскохозяйственные общества, а также Вильнюсская земская конюшня. Организованные после установления Советской власти в Литве Жагарская, Неманская, Вильнюсская и Судавская государственные заводские конюшни, Кедайняйский и Таурагский племенные рассадники лошадей повели планомерную работу по созданию породы тяжелоупряжных лошадей. Порода официально зарегистрирована в 1963 г.

Лошади литовской тяжелоупряжной породы имеют довольно крупную голову; мускулистую короткую шею; среднюю по высоте и длине широкую холку; широкую ровную, часто с уложиной к холке спину, широкую крепкую поясницу; нередко вздернутый, свислый широкий раздвоенный круп; отлично развитую, бочкообразную грудную клетку. Ноги крепкие, средней длины, правильно поставлены, умеренно сухие. Мускулатура развита хорошо, конституция крепкая, темперамент спокойный. Преобладающая масть рыжая, реже гнедая, гнедо- и рыже-чалая и др. Промеры жеребцов: 157,7- 164,2-197,4-24,3; промеры кобыл: 154,5-162,4- 192,5-22,8. Вес жеребцов 700 кг, кобыл 646 кг.


Таблица 15. Рекорды литовских тяжелоупряжных лошадей на 1 января 1972 г

Литовские тяжелоупряжные лошади неприхотливы к условиям кормления и содержания. Отличаются высокой работоспособностью и добронравностью. Наиболее развитый аллюр – шаг.

Литовские тяжелоупряжные лошади отличаются крепким здоровьем и долголетием. Многие из них сохраняют воспроизводительные способности до 20 лет и старше. Плодовитость достаточно высокая; в племпитомниках и конзаводах получают по 75 жеребят на 100 маток.

К ведущим хозяйствам по разведению и совершенствованию лошадей литовской тяжелоупряжной породы относятся конные заводы: “Судавский”, “Жагарский” и “Нямунский”, объединенные с госконюшнями. В них содержатся в общей сложности до 200 лучших кобыл и около 300 жеребцов-производителей. В республике разведением тяжеловозных лошадей занимаются 49 племенных колхозных и совхозных коневодческих ферм. На этих фермах, по данным 1970 г., было около 800 племенных кобыл. Кроме того, в большинстве колхозов и совхозов республики имеются гнезда племенных и породных кобыл различных поколений. Более 7000 племенных маток записано в Государственную племенную книгу.

Читайте также:
Породы Ява пони: фото с видео, описание и характеристики

Помимо Литовской ССР, литовские тяжеловозы распространены в ряде северо-западных областей РСФСР, где их разводят для улучшения рабочей сельскохозяйственной лошади.

Благодаря неприхотливости и выносливости литовские тяжеловозы хорошо акклиматизируются в различных климатических зонах. В Казахстане литовских жеребцов скрещивают с местными казахскими кобылами для получения мясных лошадей.

Общая численность лошадей литовской тяжелоупряжной породы на начало 1969 г. составляла 75,7 тыс. голов, в том числе 18,9 тыс. чистопородных.

Тяжеловозные породы лошадей: названия и фото

Тяжеловозные породы лошадей (их ещё называют тяжелоупряжными) начали выводить в средневековье, когда рыцари стали надевать тяжелые латы на себя и на лошадь, вооружение всадника было тоже довольно увесистым, общая масса всадника, оружия и доспехов доходила до 150 кг.

Позднее, в XVIII–XIX веках, у человека появилась более «мирная» потребность в сильной рабочей лошади для хозяйственных надобностей, в этот период в разных странах Европы, используя местных лошадей, выводят тяжеловозные породы. В Бельгии некрупная местная лошадь улучшена до рыцарской, затем превращена в верховую, а в XIX веке – в тяжеловозную породу брабансон; в Арденских горах той же Бельгии выведены ардены; во французском округе Перши формируются першероны; в Англии созданы шайры, в графстве Суффолк – суффольки; в Шотландии – клейдесдали; в Германии выведен целый ряд тяжелоупряжных пород: мекленбургская тяжеловозная, норикейская, рейнско-немецкая, рейнско-вестфальская, саксоно-торингская, шлезвигская.

Безусловно, с развитием техники использование тяжеловозов в качестве тягловой силы заметно снизилось, но их продолжают выращивать «в себе» или скрещивать с другими лошадьми. Есть породы тяжелоупряжных лошадей (например, вюртембергская), которые переориентированы на спортивное направление

Лошади тяжеловозных пород очень крупные, массивные, спокойные, с большой головой и развитой мускулатурой. Они способны перевозить тяжелые грузы на большие расстояния, правда, со сравнительно невысокой скоростью, поэтому тяжеловозов называют шаговыми лошадьми.

В России разводят лошадей следующих тяжеловозных пород: владимирской, русской, советской, литовской, першеронов.

Владимирская тяжеловозная порода

Владимирская тяжеловозная порода лошадей зародилась на Гаврилово-Посадской заводской конюшне ещё во время правления Ивана Грозного, но серьёзная племенная работа над этой породой начата в конце XIX века на племенных фермах Владимирской и Ивановской областей. Местных кобыл, улучшенных жеребцами рысистых пород, скрещивали с арденами, першеронами и суффольками. Полученное потомство улучшали прилитием крови лошадей клейдесдалей и шайров, в дальнейшем помеси разводили «в себе», отбирая по желательному типу и работоспособности. Выведенная таким способом порода официально признана в 1946 году. Основные мужские линии породы – жеребцов: Литого, Стандарта и Холода.

Лошади владимирской тяжеловозной породы отличаются сухим телосложением, от советского и русского тяжеловоза они отличаются более плотной мускулатурой, меньшей массивностью. Особенности экстерьера владимирского тяжеловоза: длинная и широкая голова, (порой горбоносая), с большими, живыми глазами; длинная мускулистая шея; широкая грудь; ярко выраженная высокая и длинная холка; широкая, прочная спина; длинный, широкий, несколько приспущенный круп; сухие длинные ноги с развитыми суставами; постановка ног правильная (встречается косолапая постановка передних ног); большие плосковатые копыта.

Грива, челка и хвост владимирского тяжеловоза густые, фризы – средние. Наиболее характерны для лошадей этой породы гнедая и караковая масти, реже встречается вороная. Владимирским тяжеловозным лошадям присущи большие белые отметины на голове и ногах (характерные черты улучшающих пород – шайров и клейдесдалей). Владимирский тяжеловоз очень нарядно выглядит, поэтому может использоваться в конном туризме или рекламных акциях.

Средние промеры жеребцов владимирской тяжеловозной породы: высота лошади в холке 165 см, длина туловища 173 см, обхват груди 207 см, пясти – 24 см (живая масса – 758 кг); кобыл – соответственно: 161 – 167 – 196 – 23,5 (живая масса – 685 кг).

Владимирские тяжеловозные лошади плодовиты и скороспелы: в случку их пускают с трёх лет, по достижении этого же возраста, они начинают работать. Лошади этой породы не такие сильные, как советские тяжеловозы, но довольно выносливы, способны к широкой производительной рыси, что позволяет им проходить дистанцию в 2 км в среднем менее, чем за 6 мин. Темперамент владимирских тяжеловозов энергичный, но характер достаточно сложный, поэтому работа с ними требует внимания и навыков. Молочность владимирского тяжеловоза мало изучена.

Владимирские тяжеловозы используются в племенной работе для улучшения лошадей в центральных областях России, поскольку они неприхотливы, хорошо привыкают к климату Урала и Сибири. Ведущими хозяйствами по разведению лошадей владимирской тяжеловозной породы являются конные заводы: Гаврилово-Посадский (Ивановская обл.) и Юрьев-Польский (Владимирская обл.).

Русская тяжеловозная порода

Русская тяжеловозная порода лошадей из всех тяжелоупряжных наиболее распространена в России. Она выведена после революции путём скрещивания представителей местных пород (в основном украинских) с арденами (бельгийский тяжеловоз), которых в России начали разводить еще в 60–х годах XIX века на ферме Петровской сельскохозяйственной академии. С арденами скрещивали и лошадей других пород: брабансонов, орловских рысаков, першеронов. Коневоды помнят заслуги арденов в выведении русского тяжеловоза, поэтому иногда называют последнего «русский арден». Основные мужские линии породы – жеребцов: Капитена, Ларчика, Рубикона и Свиста. Официально русская тяжеловозная порода была признана в 1952 году.

Основная цель этой планомерной племенной работы – выведение сильной и выносливой, но некрупной и гармонично сложенной сельскохозяйственной лошади, сочетающей высокую работоспособность с неприхотливостью к условиям кормления и содержания.

Читайте также:
Лошади породы Аппалуза: фото, описание, характеристика, история и видео

Экстерьерные особенности лошадей русской тяжеловозной породы: лёгкая, широколобая, сухая голова прямого или вогнутого профиля; живые глаза; короткие, стоячие уши; мускулистая, красиво изогнутая шея с сильно развитым гребнем; глубокая и широкая грудь; невысокая широкая холка; широкий, раздвоенный и свислый круп; округлое туловище; сухие, короткие, слабо обросшие ноги, (задние могут быть саблистыми) с развитыми суставами.

Средние промеры жеребцов русской тяжеловозной породы: высота в холке 150 см, длина туловища 158 см, обхват груди 193 см, пясти – 22 см. Средние промеры кобыл соответственно: 148 – 157 – 188 – 21. Живая масса жеребцов 589 кг, кобыл – 559 кг (выписка из Государственной племенной книги, т. IV.) Грива и хвост русского тяжеловоза густые и длинные; наиболее характерные масти: рыжая, бурая, гнедая, гнедо-рыже-чалая; грива и хвост зачастую светлее остального волосного покрова.

Русский тяжеловоз обладает энергичным уравновешенным темпераментом, эти лошади отличаются крепким здоровьем, хорошо сохраняют упитанность, они довольно скороспелы – в трёхлетнем возрасте это уже вполне взрослые животные. Несмотря на то, что он мельче, чем советский тяжеловоз, он способен тянуть повозку с грузом свыше 7000 кг. Всероссийские испытания выявили среднюю работоспособность русских тяжеловозов: тяговая выносливость (расстояние, пройденное с силой тяги 300 кг) – 250 м; время перевозки груза рысью на 2 км с силой тяги 50 кг – 6 мин 45 с; время перевозки груза шагом на 2 км с силой тяги 150 кг – 17 мин 17 с.

Наиболее часто лошади русской тяжеловозной породы работают в различных сельскохозяйственных отраслях. Кроме того, русского тяжеловоза используют в племенной работе для улучшения местных лошадей в степных и горных районах России и стран СНГ, больших успехов в этом деле добились в Бурятии и Казахстане. Лошади русской тяжеловозной породы востребованы и в продуктивном коневодстве. Кобылы отличаются плодовитостью и высокой молочностью, рекордное количества молока – 3087 литров получено за период лактации (молоко для жеребенка не учитывалось) от кобылы Когорта.

В конце 40-х годов лошадей русской тяжеловозной породы разводили в основном на Урале и на Украине; уральские лошади были крупнее, сильнее, но несколько грубее украинских, которые в свою очередь отличались гармоничным телосложением и универсальностью использования.

В настоящее время русского тяжеловоза разводят в европейской части России, на Урале, в Черноземной зоне и в некоторых районах Сибири. На Украине лошадей русской тяжеловозной породы в чистоте разводят на Новоалександровском конном заводе; в Белоруссии – на Мстиславском. В России ведущее хозяйство по разведению русского тяжеловоза – Куендинский завод на юге Пермской области. Также с этими лошадьми работают на Красногвардейском (Свердловская обл.), Пермском (Пермская обл.), Псковском (Псковская обл.) Хреновском (Воронежская обл.).

Советская тяжеловозная порода

Советская тяжеловозная порода лошадей выведена путем длительного скрещивания местных тяжелоупряжных кобыл с брабансонскими жеребцами, в работе использовались и кобылы различных помесей, позднее в скрещивании ограниченно участвовали суффолькские жеребцы. Наибольшее влияние на формирование советской тяжеловозной породы оказали брабансоны. Полученные помеси проходили отбор по желательному типу, улучшенные условия кормления, содержания и тренировки также способствовали совершенствованию породы.

В результате длительной целенаправленной работы коневодов Починковского и Мордовского заводов, а также хозяйств зоны деятельности Ярославского, Починковского и Мордовского госплемрассадников была создана новая порода, которая была официально признана в 1952 году. В настоящее время порода неоднородна, в ней присутствуют три типа тяжеловоза: облегченный, основной и утяжеленный. Основные мужские линии породы: Жасмина, Ковбоя, Режима, Румба и Флейтиста, сохранена старая линия брабансона Боже (1919 г).

Советский тяжеловоз мельче брабансона, но из лошадей отечественных пород он самый крупный, живая масса может доходить до тысячи и более килограммов. Средние промеры жеребцов по данным Государственной племенной книги (т. III): высота в холке – 161 см, длина туловища – 169 см, обхват груди – 211 см, пясти – 25,2 см (средняя живая масса – 781 кг); кобыл – соответственно: 156 – 165 – 196 – 24 см (средняя живая масса – 654 кг). Лошади советской тяжеловозной породы отличаются живым уравновешенным темпераментом, они более требовательны к условиям содержания и кормления, чем русский тяжеловоз, это несколько сдерживает их распространение.

Особенности экстерьера советского тяжеловоза: сырая конституция; крупная голова с небольшими ушами (встречается вислоухость); короткая или средней длины мускулистая шея; короткая низкая холка, сливающаяся с гребнем шеи. Спина советского тяжеловоза широкая, средней длины, иногда мягкая; поясница ровная и широкая; круп раздвоенный, свислый, с очень развитой мускулатурой; грудь широкая и глубокая, с округлыми ребрами.

Бедро недлинное мускулистое; крупная голень; большой, сыроватый скакательный сустав; длинная лопатка; большое запястье и пясть; короткие бабки, широкие прочные копыта. Ноги у этих лошадей костистые, сильно обросшие, постановка ног зачастую косолапая. Масти довольно разнообразные, среди них преобладает рыжая и рыже-чалая, помимо этого встречается бурая, вороная, вороно-чалая, гнедая, гнедо-чалая и игреневая.

Среди отечественных пород лошадей работоспособности советский тяжеловоз заслуженно занимает первое место. Жеребцы этой породы перевозят рысью груз на 2 км в среднем за 6 мин.4 шагом – за 16 мин 33 с. В испытаниях на тяговую выносливость в среднем они преодолевают 477 м; средняя масса груза в испытаниях на максимальную силу тяги – 654 кг. Мировой рекорд в испытаниях на максимальную грузоподъемность в 1957 году установил шестилетний жеребец Форс на Тамбовском ипподроме, когда провёз несколько сцепленных повозок с грузом общим весом 22 991 кг (23 т) на расстояние 35 м.

Читайте также:
Креольская порода лошадей: описание, фото и характеристика

Жеребцы советской тяжеловозной породы используются в племенной работе для улучшения рабочих качеств представителей местных пород; нужно отметить, они достаточно скороспелы, в трехлетнем возрасте они становятся полноценными производителями, которые могут обеспечить значительное повышение скороспелости и прироста живой массы улучшаемых лошадей. При скрещивании советских тяжеловозных жеребцов с местными кобылами уже в первом поколении получается хорошая рабочая лошадь.

Советские тяжеловозы востребованы в продуктивном коневодстве. Для мясной отрасли важен быстрый рост жеребят, их ежесуточный привес доходит до 2,5кг; к моменту отъема (6 месяцев) они весят 365–375 кг (до 450 кг); в годовалом возрасте – 525–540 кг. В кумысной отрасли используется высокая молочность кобыл, за период лактации (205 суток) они могут дать до 6 тыс. литров молока, от кобылы Франтихи получено 3310 л (помимо того, которым питался жеребенок).

Разведение советских тяжеловозов производится на всей территории России, преимущественно в центральных областях её европейской части; ведущие хозяйства по работе с этими лошадьми – Мордовский и Починковский конные заводы, а также племенные коневодческие фермы во Владимирской, Горьковской, Тамбовской и Ярославской областях.

Литовская тяжеловозная порода

Литовская тяжеловозная порода выведена путём скрещивания жеребцов породы шведский арден, (по основным характеристикам близки к брабансонам) с кобылами породы жемайчу. В создании породы использовались также советские и русские тяжеловозы. Основная цель литовских коневодов – получение крупной транспортной и сельскохозяйственной лошади.

Поставленная задача была выполнена, получилась не очень крупная лошадь (средняя высота в холке кобыл – 157 см), которая по работоспособности несколько уступает более мощным представителям тяжеловозных пород, но во всех видах испытаний стабильно показывает высокие результаты. Литовская тяжеловозная лошадь упряжного телосложения, с развитой грудной клеткой и сухими ногами. В породе наиболее распространена рыжая масть различных оттенков, встречаются игреневые лошади.

В Литве разведение лошадей литовской тяжеловозной породы происходит на вильнюсском конном заводе.

В России литовских тяжеловозных жеребцов скрещивают на Алтае с местными кобылами для выведения новой породы продуктивного назначения. Использование жеребцов других тяжелоупряжных пород привело к худшим результатам. Кобылы этой породы востребованы в кумысной отрасли благодаря исключительно высокой молочности, например, в республике Марий Эл на кумысной ферме хозяйства «Овощевод» от литовской кобылы Бийше за 300 дней лактации получено 7 тыс. л молока!

Порода лошадей литовский тяжеловоз: описание

Порода лошадей литовский тяжеловоз: описание

Русская тяжеловозная

Порода выведена в конце прошлого столетия в хозяйствах России и Украины путем сложного воспроизводительного скрещивания, отбора и подбора в условиях умеренного кормления и сельскохозяйственного использования. В выведении породы принимали участие местные лошади Украины, горные ардены и другие тяжеловозные породы (першероны, крупные бельгийские тяжеловозы и др.), а также орловский рысак и некоторые верховые породы.

Русские тяжеловозы относятся к группе некрупных тяжеловозов и отличаются меньшими размерами, имея характерный тип телосложения для тяжеловозных пород. Лошади характеризуются отлично выраженными упряжными качествами, экономичны в содержании и неприхотливы к корму, отличаются долголетием, высокой плодовитостью, скороспелостью, добронравны и энергичны.

Лошади породы имеют удлиненный формат; глубокую и широкую грудь; голова средняя и широкая во лбу; шея короткая и массивная; холка низкая; спина длинная и широкая; круп длинный, свислый и раздвоенный. Конечности передние короткие, но широко поставлены, встречается запавшее запястье; задние — поставлены правильно, щетки малые, копыта небольшие, рог прочный.

Основные масти — рыжая (50,4 %), рыже- гнедая (12 %), рыже- чалая (17,3 %) и совсем редко гнедая.

Основные промеры для жеребцов, см: высота в холке 150, косая длина туловища 158,2; обхват груди 192,5; обхват пясти 21,8; кобыл соответственно 149.6; 159; 192; 21,2.

В породе выделено два внутрипородных типа: уральский- более крупный и украинский- менее крупный. Ведущими и перспективными линиями в породе являются: Лазутчика, Коварного, Капитэна, Свиста, Паденщика и Горностая. Имеются также семейства: 026 Булки, 144 Норки, 1611 Салфетки, 0348 Кулиги, 0340 Кристальной.

Лошади русской тяжеловозной породы установили рекорды: на доставку груза рысью с силой тяги 50 кг (в повозке с грузом 1,5 т) на дистанции 2 км- 5 мин 20,5 сек; на 2 км шагом с силой тяги 150 кг (с грузом 4,5 т)- 13 мин; тяговую выносливость по пройденному расстоянию с силой тяги 300 кг (с грузом 9 т)- 1091,6 м.

Русская тяжеловозная порода разводится в 120- м Мстиславском конном заводе Могилевской области, который организован в 1930 году. В настоящее время Мстиславский конный завод является крупным многоотраслевым хозяйством. Селекция с лошадьми ведется на основе плана племенной работы.

Советский тяжеловоз

Потребность развивающейся промышленности и роста городов России вынуждали разводить крупных лошадей для транспортных работ. Помесные лошади от западных тяжеловозов изменили свою наследственную основу под влиянием новых более суровых климатических и хозяйственных условий содержания, выращивания и кормления молодняка. Они преобразовались в новый тип крупного тяжеловоза, отличавшийся более сухой конституцией, лучшими движениями, большей выносливостью и меньшим ростам, в отличии от бельгийских тяжеловозов. Новую породу советского тяжеловоза утвердила в 1952 году.

Конституция советских тяжеловозов, хотя и суше брабансонов, но все же рыхлая и сырая. Лошади имеют среднего размера голову и шею; холка низкая; грудная клетка широкая, средней глубины; спина короткая и широкая; очень широкий раздвоенный круп; передние ноги часто косолапы, задние нередко саблисты и сближены в скакательных суставах.

Читайте также:
Брабансон или Бельгийская порода лошадей: фото, описание

Масть лошадей рыжая (65 %), иногда со светлой гривой и хвостом, рыже- чалая (13 %), гнедая (11 %), гнедо- чалая. Вороная и реже серая.

Промеры жеребцов, см: высота в холке 161,5; косая длина туловища 167,2; обхват груди 206,6 и обхват пясти 24; промеры кобыл соответственно меньше.

В породе сформированы ценные линии: 50 Боже, Жасмина, 171 Жонгдера, 807 Оризона, 466 Эмигранта, 284 Ковбоя, Омуля, Режима и другие. Из семейств считаются лучшими: Зузули, Буянки, Бонапартки, Рулетки, Вьюги.

Представители породы ценятся за выдающуюся силу. В испытаниях на максимальную грузоподъемность на Тамбовском ипподроме 6- летний жеребец Форс, 1951 г.р., перевез груз в 23 т на расстояние 35 м.

Племенным разведением породы занимаются Починковский, Перевозский и Мордовский конные заводы России, а также племенные фермы Ярославской, Тамбовской, Нижегородской, Владимирской областей.

Литовская тяжелоупряжная порода

Порода выведена путем сложного скрещивания местных жмудских лошадей с лошадьми тяжеловозных пород, преимущественно с арденами из Швеции. Важную роль в создании породы сыграли Нямунская, Вильнюсская,Судавская государственные конюшни и племенные рассадники. Порода утверждена в 1963 г.

Лошади литовской тяжелоупряжной породы имеют крепкую конституцию, мощного сложения, спокойного уравновешенного темперамента. Жеребцы- производители имеют высоту в холке -157,2; косую длину туловища -164,2; обхват груди -199,2 и обхват пясти -24 см.

Масть в основном рыжая, часть со светлой гривой и хвостом, гнедая, бурая и рыже-чалая, реже соловая.

Литовские тяжеловозы имеют очень высокую работоспособность, отличаются крепким здоровьем и долголетием, имеют хорошие воспроизводительные качества. Жеребец Арас в возрасте 9 лет на испытаниях с силой тяги 150 кг провез шагом повозку с грузом 4,5 т на расстоянии 2 км за 13 мин 20 с.

В породе имеется 9 линий и 13 семейств. Лошадей породы широко используют как рабочепользовательных животных и для улучшения местного конского поголовья в РФ, на Украине и в РБ, а также для убоя на мясо.

Литовский тяжеловоз

Порода лошадей литовский тяжеловоз выведена в период с середины 19 до начала 20 столетия. Её предками являются жмудские кони, населявшие территорию современной Литвы. В довоенное время эти животные были незаменимыми помощниками сельских жителей. Порода используется и сейчас для транспортировки грузов и на поле.

Порода лошадей литовский тяжеловоз

Происхождение

Упоминания о сильных и выносливых аборигенных лошадях Литвы встречаются в документах, датированных 16 веком. Жмудские кони были хорошо приспособлены к местной кормовой базе и климату. Крестьяне использовали их как верных помощников.

В 19 столетии стало стремительно развиваться земледелие, возросла потребность в тягловой силе. Правительство Литвы вняло просьбам местных жителей о том, чтобы создать собственную породу сильных лошадей, которые могли бы легко перевозить грузы и пахать землю. Местные жеребцы и кобылы хоть и были выносливыми, но оказались мелковаты для такой масштабной работы.

Для селекции использовали местных кобыл, жеребцов шведских арденов и русских тяжеловозов. На протяжении 20 лет литовские селекционеры в Вильнюсе разводили помесных потомков, пока не добились закрепления хороших признаков. Работа завершилась в 1940 году. Её результат превзошёл ожидания.

Великая отечественная война не прошла бесследно для новой породы. Часть поголовья использовали для армейских нужд. К счастью, племенные жеребцы уцелели, и селекционерам удалось восстановить популяцию. В 1963 году литовский тяжеловоз был зарегистрирован официально. Сегодня тяжелоупряжная лошадь литовского происхождения распространена в России и странах Европы.

Экстерьер

Литовский тяжеловоз отличается грубоватыми формами и невысоким ростом – 1,5–1,55 м. Чаще всего он представлен в рыжей или гнедой масти. Характерные особенности экстерьера:

  • непропорциональное телосложение – голова и шея очень большие по сравнению с туловищем;
  • слегка горбоносый профиль;
  • глаза выразительные, добрые;
  • холка хорошо выражена, шея немного изогнутая;
  • корпус мускулистый;
  • линия спины с глубоким прогибом;
  • грудная клетка массивная, широкая;
  • круп аккуратный с низкой постановкой хвоста;
  • ноги сильные, для задних конечностей характерна саблистость;
  • пышная грива и густой хвост.

Внешность литовского тяжеловоза

Характер и достоинства породы

Тяжелоупряжная лошадь литовского происхождения обладает добрым и покладистым характером. Она послушна и трудолюбива, за что её и ценят на родине. В сёлах этих животных используют и для прогулки в седле, чему они вовсе не противятся.

Несмотря на неказистый внешний облик, лошадь литовский тяжеловоз заслужила хорошую репутацию. Она отличается крепким здоровьем и высокой трудоспособностью. Животные сильны и выносливы, неприхотливы к условиям содержания, непривередливы к кормам.

Внимание! Кобылы этой породы показывают неплохую плодовитость – 80–90%.

Применение лошадей

Сегодня литовский тяжеловоз по-прежнему используется в сельской местности. Местные жители держат лошадей как помощников в нелёгком труде – на полевых работах, для перевозки сена и кормов. В странах ближнего зарубежья литовская тяжелоупряжная порода тоже пользуется спросом.

С развитием технического прогресса упряжные кони не столь востребованы, как в довоенное время. Теперь тяжёлую работу выполняют машины. Зачастую лошадей используют для получения мяса.

Литовский тяжеловоз не может похвастать красивой внешностью, но он обладает рядом других достоинств – силой, выносливостью, неприхотливостью и покладистым характером. Такую лошадь легко содержать, поэтому она до сих пор популярна в Литве и других странах.

Читайте также:
Испанские лошади породы Андалузская: фото и видео, описание

Литовский тяжеловоз

Литовский тяжеловоз (Lithuanian heavy draught) — тяжелоупряжная порода, выведенная в Литве. В качестве самостоятельной утверждена в 1963 году. При выведении было применено сложное скрещивание (поглотительное и воспроизводительное) местных жмудских лошадей с производителями тяжеловозных пород, преимущественно со шведскими орденами. Популярность тяжеловозов быстро росла и уже в 1964 году было зарегистрировано более 62000 лошадей, экспортированных в Финляндию, Швецию, Эстонию, Латвию и Германию.

При отборе на племя предпочитали лошадей с хорошими движениями, сильных и выносливых на сельскохозяйственных работах, неприхотливых к кормам и условиям пастбищного содержания. Важную роль в совершенствовании местного поголовья сыграли Нямунская, Жагарская, Гудавская и Вильнюсская государственные заводские конюшни, а также Кедайняйский и Таурагский племенные рассадники.

Первая племенная книга была создана в 1948 г., а закрыта в 1996 г.

Литовские тяжеловозы мощного сложения: у них крупная голова с прямым профилем; мускулистая короткая шея; средняя по высоте и длине холка; широкая, ровная спина; грудь широкая, глубокая и мускулистая; крепкая поясница; круп широкий, длинный и мускулистый; круп четко разделен из-за выраженных ягодичных мышц; конечности короткие, крепкие, правильно поставленные с прочными суставами и хорошо сформированными копытами; шерсть длинная, грубая, плотная.

Темперамент у литовских тяжелоупряжных уравновешенный, спокойный, лошади просты в обращении. В отличие от других тяжелых пород, характеризуется очень подвижной походкой.

Промеры жеребцов-производителей, записанных в IV том Государственной книги, следующие, см: высота в холке — 157,2, длина туловища 164,2, обхват груди — 199,2, обхват пясти — 24,0; живая масса — 700 кг. Промеры кобыл соответственно 153,7-162,4-191,9-22,5; живая масса — 646 кг.

Основные масти — рыжая, часто со светлой челкой, гривой и хвостом; бурая, гнедая и рыже-чалая.

Рабочие качества лошадей очень высокие. Наиболее развит шаговый аллюр. Так, жеребец Арас в возрасте 9 лет на специальных испытаниях провез шагом повозку с грузом массой 4,5 т на расстояние 2 км за 13 мин 20 с. Литовские тяжеловозы отличаются крепким здоровьем и долголетием. Многие из них сохраняют воспроизводительные способности до 20 лет и старше. Кобылы молочны, хорошо выкармливают жеребят. Лактация длится в среднем 210 дней.

В настоящее время литовские тяжеловозы используются в сельском хозяйстве, на лесохозяйственных работах, для производства мяса и молока, работают в национальных парках и т. д. Благодаря своим ценным характеристикам и хорошей акклиматизации литовских тяжеловозов использовали, как улучшателей местного конского поголовья во многих областях Российской федерации, на Украине и в Белоруссии. В Алтайском крае они являются селекционным материалом при выведении новой породы лошадей мясомолочного направления продуктивности.

Сегодня в породе выделяют девять линий. Численность литовских тяжеловозов в 1980-х годах начала сокращаться, и в настоящее время насчитывается менее 1000 голов.

Породы лошадей-тяжеловозов: их описание и фото

По сравнению с остальными лошадьми, тяжеловозы не такие резвые, энергичные и быстрые, но преимущество в выносливости и силе у них не отнять. Они были выведены специально для перевозки больших грузов, и отлично справляются с этой задачей уже несколько веков. Далее детально описаны все породы тяжеловозов.

Чем отличаются тяжеловозные породы лошадей?

Тяжеловозные лошади обладают могучим телосложением, внушительной силой и спокойным нравом. Сегодня они не так востребованы в перевозке грузов, как это было сто лет назад, но в некоторых труднодоступных местностях без таких помощников до сих пор никуда. Они пользуются спросом в частных домохозяйствах, в лесозаготовке, на кумысных фермах, а также их разводят в качестве мясных пород. Нередко чистопородных тяжеловозов применяют для повышения качества местного поголовья.

Внешний вид тяжеловозных пород лошадей не столь привлекателен, как у других скакунов. Тело у них массивное, мускулистое, по росту и весу они заметно обогнали другие породы – высота некоторых особей может превышать 2 метра, а вес – 1 тонну.

Лошади-тяжеловозы славятся своим мягким аллюром. Чередовать шаг с галопом и рысью они могут практически незаметно для наездника – ощущения тряски в седле нет. Лошади отлично подходят для начинающих всадников. К тому же, спокойный и уравновешенный характер, доброта и привязанность к наезднику делают лошадь верным другом и помощником для человека на всю жизнь.

Перспективы разведения тяжеловозных пород лошадей широки. Селекционеры стараются сохранить их генофонд и всячески улучшают существующие породы. Выработка оптимально полезных характеристик лошадей по типу устойчивости к различным заболеваниям, простоте содержания, восприимчивости к большому диапазону кормов и тому подобное – стремление современной селекции, которая развивается внушительными темпами.

Для более полного представления о лошадях тяжеловозных пород стоит рассмотреть самые распространенные и известные из них подробнее.

Коренные породы

Эти породы самые старые и являются родоначальниками современных пород многих лошадей. Коней-тяжеловозов применяли еще в древние времена и даже к новому времени они сохранили свои особенности.

Бельгийская (Брабансон)

Тяжеловозная порода лошадей родом из Бельгии носит название Брабансон. Известны эти лошади уже пару десятков веков, что делает их родоначальниками многих пород. Современные особи практически не отличаются от их средневековых потомков, тогда как многие другие подобные породы лошадей разбавлялись путем скрещивания с верховыми жеребцами. Аутентичность брабансона очень ценится, она подчеркивает его пропорциональный и гармоничный экстерьер.

По своим размерам бельгийские тяжеловозы редко превышают высоту в 1,7 метра и 1,2 тонны веса. В породе преобладает гнедая и рыжая масть. Эти лошади быстро развиваются до половозрелого состояния и отлично акклиматизируются в новых условиях. Их неприхотливость к кормам, хорошая работоспособность и спокойный, покладистый характер давно известны многим коневодам.

Читайте также:
Порода лошади Советский тяжеловоз: фото и видео, описание, история и характеристика

Шотландская (Клайдсдейл)

Сегодня породу тяжеловозных лошадей Клайдсдейл можно заслуженно назвать одним из национальных сокровищ Шотландии, хотя всего несколько десятков лет назад эти лошади находились под угрозой исчезновения.

Выведены клайдсдейлы были около трех веков назад – их прародителями являются английские и бельгийские породы тяжеловозов, скрещенные с местным поголовьем. В результате кропотливой селекции получилась выносливая, сильная порода, больше похожая на верховую нежели тяжеловозную.

В период развития сельского хозяйства шотландские тяжеловозы были востребованы для работы на фермерских угодьях, но технический прогресс со временем снизил их популярность, что чуть не привело к потере породы. Но с восьмидесятых годов прошлого столетия ведется активная деятельность по восстановлению поголовья клайдсдейлов, и уже сегодня их насчитывается несколько тысяч особей.

По своему виду шотландские тяжеловозы схожи с шайрами, они лишь немного уступают им в весе и размере. У лошадей сильные ноги с массивными копытами, крупные горбоносые головы, длинные уши, короткая шея, на которой располагается хорошо выраженный шейный гребень. По масти они обычно чалые, вороные, рыжие и гнедые, на ногах, животе и голове характерно наличие отметин.

Разводят клайдсдейлов в современных реалиях не только для полевых работ – они также часто появляются на различных конных выставках в Шотландии, Великобритании и США. За счет своего спокойного нрава и хорошей проходимости эта порода отлично подходит для экотуризма, что еще больше повышает ее популярность среди фермеров и заводчиков лошадей.

Першерон

По поводу времени выведения тяжеловозных лошадей породы першерон, среди иппологов мнения расходятся – некоторые считают, что она насчитывает многовековую историю, другие же придерживаются точки зрения, приписывающую ей лишь полувековой возраст. Но в одном специалисты сходятся – во времена ее выведения задействовались не только массивные тяжеловозные лошади, но и арабские рысаки чистой крови.

В современных першеронах родом из Франции видны восточные корни: форма головы, грация движений, серая масть. Средний вес особи составляет 800 кг, высота в холке доходит до 1,8 м. На шее першеронов, имеющей особой красоты изгиб, располагается ярко выраженный гребень, грудь у породы широкая, спина короткая, на сухих крепких ногах выделяются широкие копыта.

Данная порода тяжеловозов крайне вынослива, гармонично сложена, обладает добрым нравом и спокойным, мягким ходом. Благодаря таким качествам першероны сегодня пользуются большой популярностью среди любителей лошадей. Во Франции распространение породы продвигается на государственном уровне – для использующих першеронов в своих хозяйствах фермеров выделяется финансовая поддержка.

Шайры, также известные как английские тяжеловозы, считаются представителями древнейшей породы, которые использовались людьми еще во времена военных походов римской империи. Также английские тяжеловозы выделяются своим ростом и признаны многими коневодами самыми высокими лошадьми на земном шаре.

В последнее время особой популярностью пользуются лошади породы Шайр-горс, являющиеся потомками английских кобыл, скрещенных с голландскими жеребцами. По своим размерам эти лошади довольно разнообразны и могут подходить для различных целей, от езды шагом до запряга в повозку. Современные шайры были выведены около пары веков назад.

Шайров вполне можно назвать самыми крупными и мощными из всего лошадиного царства. В холке их высота может составлять более 180 см, а вес – превышать 1,1 т. Разведением породы занимаются во многих странах мира. Это вызывает особые сложности, ведь корма на таких лошадей нужно в 3 раза больше, что вынуждает заводчиков искать пастбища увеличенной площади для заготовки сена на зиму.

Битюг

Битюг представляет собой тяжелоупряжную породу лошадей, выведенную специально для гужевых и сельскохозяйственных нужд. На сегодняшний день порода считается вымершей.

В качестве самостоятельной породы битюги стали известны в 18 веке. Имеется несколько версий их происхождения, наиболее популярной из которых является становление породы по инициативе Петра Первого. Средний рост битюков составлял 1,6 метра, они имели крепкую развитую спину, длинное тело и оброслые ноги, масть в основном была бурая. Породе приписывали спокойный характер, повышенную выносливость и неприхотливость в корме, что делало ее столь популярной в те времена.

Использовались битюги в сельскохозяйственных работах, но чаще всего этих лошадей можно было видеть у извозчиков. В русской литературе тех времен часто встречается описание данной породы, по большей части это случилось из-за того, что они составляли подавляющее большинство лошадей, задействованных в промышленном извозе.

Породы из разных стран

Тяжеловозные лошади применялись во многих странах. Со временем они усовершенствовались и адаптировались к условиям жизни и климата.

Австралийская

Сегодня имеется строгий стандарт для австралийской породы, за соблюдением которого следит Общество Племенной Книги Австралийских тяжеловозов, образованное еще в 1979 году. До этого порода своей чистотой не отличалась. Первые ее представители были получены в начале девятнадцатого века путем скрещивания разводимых в Австралии в то время пород, среди которых преобладали першероны, шайры, клайдсдейлы, суффолки и брабансоны, с завезенными во время колонизации лошадьми.

Австралийская порода отличается головой средних размеров, широким лбом, средней длины шеей, плавной линией спины, широким крупом и грудью, хорошо развитым жировым гребнем у жеребцов.

По всей Австралии эти лошади принимают участие в различных соревнованиях. Их также часто используют во время лесозаготовки для транспортировки бревен в местности, где технике это не под силу. Фермеры применяют данную породу для сельскохозяйственных работ.

Читайте также:
Лошадь породы Абако-барб: фото и видео, описание, характеристики

Владимирская

Тяжеловозы владимирской породы родом из Гаврилово-Посадского конного завода. Появились эти энергичные, сильные и привлекательные лошади в 1886 году после скрещивания местных неприхотливых и выносливых самок с клайдсдейлами родом из Англии. Также не обошлось в формировании породы и без знаменитых английских шайров. Официальное признание данная порода получила лишь в середине двадцатого века.

Владимирские тяжеловозы имеют крупное телосложение, в холке не превышают 1,7 метра. Наиболее распространённая масть – гнедая, реже встречаются вороная и рыжая.

Из внешних характеристик владимирских тяжеловозов выделяются:

  • мощная длинная шея;
  • крупная голова с выпуклым профилем;
  • в меру опущенный круп;
  • косо поставленная длинная лопатка;
  • обросшие мехом крепкие ноги;
  • густые грива и хвост.

Раньше лошадей данной породы запрягали в плуг, телегу либо упряжку. Сегодня их активно используют в конном туризме и спортивной охоте.

Советская

Лошади советской породы были получены путем скрещивания местных упряжных пород, имеющих самые разнообразные корни, с брабансонами. Полученный результат, если сравнивать с его бельгийскими родственниками, имеет несколько мелкие размеры, гармоничное телосложение, очень подвижен. Официальная регистрация советской породы состоялась в 1952 году.

Из характеристик лошади:

  • вес – до 1 т;
  • высота в холке – до 1,7 м;
  • основные масти – рыжая и гнедая.

По особенностям внешнего вида советские тяжеловозы мало чем отличаются от стандартных лошадей подобного типа: средних размеров голова, средняя мускулистая шея, широкие спина и холка, раздвоенный свислый круп, крепкие ноги средней длины. Для кобыл данной породы характерна высокая молочность.

Русский тяжеловоз

Данная порода лошадей выводилась долгое время, а официально зарегистрирована была в 1952 году, как и советский тяжеловоз, но путать их не стоит. Поголовье породы основано на тяжеловозах родом из Бельгии. Лошади получились крупные и отлично подходящие к местным условиям содержания.

К их основным характеристикам относятся:

  • вес – до 700 кг;
  • высота жеребцов в холке – до 1,5 м;
  • масти – рыжая, чалая, гнедая, вороная.

У русских тяжеловозов легкая, сухая голова с широким лбом, широкая холка, длинная широкая спина, мускулистая шея, широкий раздвоенный круп, средней длины немного обросшие ноги. Эту породу относят к небольшим тяжеловозам. Она прекрасно подходит для сельскохозяйственных работ, имеет отличные мясные и молочные свойства.

В последнее время многие фермерские хозяйства занимаются племенным разведением русских тяжеловозов. Среди таких хозяйств многие специализируются на производстве кумыса.

Булонская порода

Булонскую породу тяжеловозных лошадей многие иппологи считают наиболее популярной среди тяжеловозов Франции. Известны эти лошади были еще со времен античности. Зародилась булонская порода на территории северо-запада современной Франции путем скрещивания привезенных из завоеванных государств арабских скакунов с местным поголовьем. В последствии появилась потребность в более выносливых лошадях, для чего скрестили булонскую и мекленбургскую породы. В результате появились особо сильные лошади, и в 17 веке порода получила официальное признание.

Рост булонских лошадей в холке в среднем составляет 1,65 м, весить они могут до 900 кг. Тело у лошади мускулистое, она имеет большую, тонкую и короткую голову с широким лбом, дугообразную шею с короткой гривой, прямую и широкую спину, сильные короткие ноги, округлый круп и высоко посаженный густой хвост. Из мастей наиболее распространены сивая и серая.

Сегодня булонская порода широко используется на фермах. Также ее очень ценят селекционеры за отличный генотип, позволяющий скрещивать этих лошадей с другими породами для улучшения их качества.

Ирландская

Ирландский коб, у которого также имеется множество других названий – известная порода тяжеловозных лошадей. Сегодня представители этой породы популярны по всему миру, хотя не так давно о них мало кто слышал.

Ирландские тяжеловозы имеют небольшой рост – 1,45 м в среднем, и массу тела до 700 кг. По окрасу чаще всего встречается пегая масть, характерным отличием породы является наличие на шерсти белых пятен. Лошадь имеет массивную голову, длинные уши, короткую крепкую шею, прямую спину и мощный круп. Туловище лошади для ее небольших размеров довольно широкое.

По своей сфере применения ирландские кобы универсальны. Данную породу часто называют цыганской упряжной, что много говорит о ее качествах и области использования. Также кобы хорошо подходят для езды в седле, а среди фермеров эти лошади ценятся как помощники в сельхоз работах и за хорошую молочность.

Суффолк

Суффольская порода тяжеловозных лошадей родом из Англии. Названа она была в честь графства, где ее начали разводить. Эти лошади отлично подходят для тяжелых сельхоз работ, связанных с возделыванием глиняных почв, которые в изобилии присутствуют на востоке Британии.

Родоначальниками суффолков считаются местные и норманнские породы, которые в итоге дали им шерсть с отменным каштановым оттенком и массивный тяжелый корпус на коротких ногах. Этих лошадей ценят за их неприхотливость в содержании и малом расходе корма, что подтверждается многочисленными иппологическими исследованиями.

Высота в холке суффолков редко превышает 1,7 метра, а вес взрослого жеребца может достигать тонны. Лошади всегда выделяются яркой красно-каштановой мастью, имеющей множество оттенков. Порода отличается дружелюбным нравом.

Самые сильные тяжеловозы в истории

В истории известно много случаев транспортировки лошадьми огромных грузов, некоторые из них особо запомнились и были задокументированы. Эти лошади являются гордостью для их заводчиков и прямым доказательством огромных возможностей тяжеловозных пород.

Среди них можно вспомнить пару шайров из США, штат Мичиган, которые в 1893 году тянули сани с грузом общим весом чуть более 42 тонн. Также в шестидесятые годы прошлого века отличился советский жеребец Форс, 35 метров протянувший прицеп с грузом, вес которого составил практически 23 тонны. Но наиболее заметное достижение, внесенное в книгу рекордов Гиннеса, принадлежит шайру по кличке Вулкан, что в 1924 году на британской выставке сумел в одиночку сдвинуть 47 тонный груз.

Читайте также:
Американская миниатюрная порода лошадей: фото и видео, описание

Лошади тяжеловозной породы изначально выводились для использования в хозяйственных работах и перевозки грузов. Создание и совершенствование пород проводилось и проводится до сих пор во многих странах. На сегодняшний день выведено большое число пород, но родоначальниками основной их части являются шайры и клайдсдейлы из Англии, першероны из Франции и брабансоны из Бельгии.

Лошадь тяжеловоз

Лошади-тяжеловозы трудились рядом с человеком на протяжении многих веков. Мощные и выносливые, они помогали обрабатывать землю, перевозили грузы, сопровождали людей в военных походах. Сегодня техника заменила лошадиную силу во многих отраслях, однако человек по-прежнему прибегает к помощи этих животных и занимается их разведением. Многие из тяжеловозных пород сохранили свой внешний вид и рабочие характеристики, другие были утеряны или стали малочисленны.

Особенности экстерьера тяжеловозов

Внешность этого животного сразу выдает его принадлежность к тяжелым тяжеловесам. Голова у представителей таких пород отличается массивностью, грубыми формами. Уши короткие и малоподвижные, затылок короткий, место стыковки головы и шеи также характеризуется меньшими параметрами. Это имеет значение для коней, работающих под седлом, так как управлять животным, у которого короткий затылок, намного сложнее.

Лошадь-тяжеловоз отличается тяжелой, низкой и широкой холкой. Эта особенность конской физиологии позволяет животному легко выполнять тяговые работы, не нанося ущерба своему здоровью. Широкая грудная клетка обеспечивает правильную работу передних конечностей при перемещении лошадью тяжелого груза.

Экстерьер представителей тяжелоупряжных пород зависит от селекции. У каждой породы есть свои отличительные черты. Некоторые отличаются крупными габаритами, другие демонстрируют удивительную для тяжеловозов подвижность и грацию, третьи ценятся за свою выносливость и способность к размножению.

История

Историки полагают, что селекция и целенаправленное разведение коней тяжелой весовой категории начались в средние века. Рыцари, облаченные в железные латы, были непосильной ношей для любого из ездовых скакунов. Спрос на сильных боевых коней, способных нести тяжелый груз и выносить тяготы военных переходов, определил развитие пород тяжеловозов.

Селекцию сильных тягловых коней вели во многих странах Европы. В Прибалтике в конце XIX в. была выведена порода литовский тяжеловоз. Ее предки — дикие жмудские кони, жившие на территории современной Литвы. Для селекции новой породы заводчиками использовались местные кобылы, шведские ардены и русская тяжеловозная порода. В результате они получили сильных выносливых животных, которые облегчили труд местных крестьян. Лошади этой породы используются в Прибалтике и сегодня. Их привлекают к полевым работам и перевозке грузов.

Европейские породы

Тяжеловозы европейской селекции отличаются удивительной выносливостью, мощными габаритами и силой. Многие из этих коней имеют еще и яркую внешность. Породы целенаправленно выводились для перевозки тяжелых грузов и участия в сельхозработах.

Кони данной породы выведены в Англии. Они имеют самый тяжелый вес из тяжеловозов, достигающий 1200 кг, и рост — до 1,85 м в холке. С XVI в. этих животных использовали в военном деле, затем коней начали привлекать как тягловую силу для сельхозработ.

Помимо крупных габаритов, шайры отличаются хорошей скоростью. Окрас их бывает разным: серым, гнедым и даже вороным.

Бельгийская тяжелоупряжная брабансон

Брабансоны выделяются не только своей силой и выносливостью, но и ярким правильным экстерьером. При среднем росте у бельгийской тяжелоупряжной лошади короткие ноги с мощными суставами и густая короткая грива. Нрав у брабансона спокойный и покладистый. Животное трудолюбиво, его можно привлекать к тяжелым работам с двухлетнего возраста.

Читайте больше в нашей статье Брабансон лошадь

Ирландский тяжеловоз

Порода является универсальной. Ирландские тяжеловозы эксплуатируются не только в качестве тягловой силы. Кони участвуют в охоте и хорошо подходят для верховой езды. Они не боятся длительных переходов и уверенно чувствуют себя на пересеченной местности. Порода привлекает заводчиков своей выносливостью, неприхотливостью к кормовой базе и простотой ухода. Не обладая ярким экстерьером, ирландские тяжеловозы превосходят другие виды тягловых лошадей по силе.

Суффолк

Порода выведена в Англии и зарегистрирована в XVIII в. Выносливые и мускулистые, суффолки использовались для обработки тяжелых глинистых почв. Лошади обладают добрым покладистым нравом и сегодня используются в иппотерапии.

Першерон

Традиционный окрас першеронов — серый или вороной. Эти кони легко приспосабливаются к высоким нагрузкам, способны много и напряженно работать без отдыха. Среди преимуществ породы заводчики называют быструю адаптацию животных к смене климата.

Некоторые представители породы обладают высоким ростом — до 2,0 м в холке. Своим привлекательным экстерьером они обязаны арабским скакунам, которые присутствуют в родословной першеронов.

Булонский тяжеловоз

Булонские тяжеловозы отличаются своим изяществом. Эта порода коней была выведена во Франции. Хотя порода официально является тягловой, булонские тяжеловозные лошади выделяются привлекательной внешностью. У них выразительные глаза, высокий лоб, волнистая шелковистая грива. Животное обладает легким шагом, прекрасно идет рысью. Нрав у булонских лошадей спокойный и покладистый. Порода считается универсальной и привлекает заводчиков по всему миру.

Булонский тяжеловоз изначально существовал в 2 подвидах: малый и крупный. Коней крупных габаритов использовали для работы или запрягали в упряжку. Сегодня их разводят как мясную породу. Лошади миниатюрного типа практически утрачены и не разводятся.

Читайте также:
Голштинские породы лошади: фото и видео, описание, характеристики, история разведения

Суффолк

Данная порода тяжеловозов имеет английское происхождение. Она была зарегистрирована в середине XVIII в. Главной задачей этих крупных выносливых животных являлась обработка тяжелых земель, с чем они прекрасно справлялись благодаря своему сильному мускулистому туловищу. Сегодня конскую силу в поле сменила сельхозтехника, и суффолков с их дружелюбным покладистым нравом используют в иппотерапии.

Клейдесдаль шотландский тяжеловоз

Родиной этих тяжеловозов является Шотландия. При большом росте и массе тела лошадь имеет запоминающийся внешний вид. Клейдесдалей использовали для путешествий по пересеченной местности. Они обладают мягким ходом и отличной выносливостью. Недостатком породы является изнеженность этих животных. Лошади демонстрируют свои лучшие качества только при хорошем уходе и отличном кормлении.

Русские породы тяжелоупряжных лошадей

В России породы лошадей-тяжеловозов использовались преимущественно для работы в сельском хозяйстве. Наиболее выносливые из них привлекались к перевозке грузов на большие расстояния. Потребность в этом обуславливалась масштабами страны.

Битюг

Невысокие и выносливые, битюги ценились крестьянами за свое трудолюбие и удивительную работоспособность. Для получения этого вида были скрещены рысаки и русский тяжеловоз. До сегодняшнего дня представители битюгов не сохранились.

Подробнее в статье Битюг лошадь

Владимирский

Порода была выведена в XVIII в. на гаврилово-посадском конном заводе. В его конюшнях первоначально были представлены жеребцы верховых пород, затем сюда стали завозить коней тяжелоупряжного вида: першеронов, суффолков, арденов и шайров. Жеребцы крупной тяжелой породы покрывали на заводе рабочих кобыл. Результатом такого скрещивания стала помесь, которую признали новой породой — владимирскими тяжеловозами. Их средний рост составлял 1,65 м, вес достигал 750 кг.

Новая порода оказалась неприхотливой, ее можно было содержать и на конезаводе, и в табуне. Предки владимирских тяжеловозов передали им некоторые особенности своего экстерьера: плотное телосложение, оброслость ног, многочисленные белые пятна. Принадлежность к тяжеловозам не мешает представителям этой породы грациозно двигаться и демонстрировать мягкий ход.

Владимирские тяжеловозы часто участвуют в соревнованиях. В отличие от других тяжеловозных пород, владимирские лошади демонстрируют удивительную подвижность и энергичность. Им принадлежит рекорд скорости в доставке грузов рысью. Кони также отличаются хорошими племенными качествами. Этих животных используют в крупных животноводческих хозяйствах для улучшения генофонда местных табунов.

Советский

Советские тяжеловозы обладают всеми достоинствами, которые необходимы животному для выполнения изнуряющей физической работы: выносливостью, силой, трудолюбием. Представители этого вида выделяются также привлекательной внешностью. Кобылицы приносят много молока.

В ходе селекционной работы над советским тяжеловозом скрещивали упряжных лошадей и бельгийских тяжелоупряжных брабансонов, которым не подходили суровые российские зимы. Свой вклад в выведение породы внесли суффолки, ардены, першероны и битюки. Новую советскую породу тяжелоупряжных лошадей зарегистрировали и официально признали в 1952 г.

Разведение

Кобылы и жеребцы крупной породы, несмотря на свои размеры, не требуют специальных условий разведения или строительства новых больших конюшен. Не требуются им и особые условия содержания, необходимые спортивным скакунам. Важными преимуществами тягловых лошадей являются их неприхотливость, минимальная требовательность к кормовой базе и быстрая адаптация к смене погодных условий. Большинство тяжеловозов имеют густую шерсть и гриву, их мышечная масса является надежной защитой от холода, ветра и морозов.

Для разведения качественных тяжеловозов с хорошими рабочими качествами рекомендуется брать не просто чистопородных животных, а коней, продемонстрировавших хорошие результаты на состязаниях по силовым испытаниям. Хотя с началом использования сельскохозяйственной техники спрос на лошадиную силу сильно упал, эти животные и сегодня используются по своему прямому назначению. Лошади незаменимы там, где не может пройти транспорт, или по каким-то причинам невозможна обработка земли трактором.

Для коней, которые находятся на выпасе, главным кормом становится трава. Задача хозяина в этом случае минимальна: дополнить их рацион необходимыми концентратами. Это обеспечит животным прирост мышечной массы и поддержание ее в тонусе. На пастбищах, где недостаточно зелени, или она уже съедена конями, коней даже в летние месяцы подкармливают свежескошенной травой.

При разведении рабочих лошадей им необходимо обеспечить круглогодичные физические нагрузки. Исторически тяжеловозы принимали участие в сельхозработах и летом, и зимой. Взрослому животному необходимо работать по 6-8 часов каждый день с небольшим перерывом на кормление.
Если скакуны содержатся на конезаводе, тяжеловесам требуются тренировки 6 раз в неделю. Исключение составляют дни с сильными метелями или гололед. При таких погодных условиях занятия на улице для тяжеловозов отменяются.

Испытание

Проведение турниров для больших лошадей тяжеловозов началось в Советском Союзе. Главным параметром оценки для этих животных была скорость доставки грузов. Кони шли рысью или шагом, оценивалась их выносливость и тяговая сила. Сегодня аналогичные соревнования для тяжелоупряжных пород лошадей организуются в Соединенных Штатах, Италии и Японии. Помимо рабочих характеристик, эксперты оценивают экстерьер животного, его характер и умение контактировать с людьми.

Резюме

Крупные тяжеловозы используются и как мясные породы.

Спрос на тяжелоупряжных лошадей остается. Селекционеры и заводчики продолжают работать с крупными животными. Такой конь становится незаменимым помощником для фермера. Сегодня из 250 пород лошадей, разводимых на государственных и частных конезаводах, 40 являются тяжеловозами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: