Лошадиная порода Битюг: лошадиная сила, фото и происхождение

Битюг русская порода тяжеловозных лошадей: фото, описание, история породы

История происхождения породы битюг:
Являясь потомком вывозных в Россию жеребцов крупных тяжеловозных пород : клейдесдалля, брабанта, а так же местных рабочих лошадей. Славилась изумительной выносливостью, неприхотливостью и грузоподъёмностью, имели мягкий спокойный нрав, а так же были весьма трудолюбивы. Битюги были лошадьми среднего роста, крепкого телосложения, спокойного темперамента и представляли собой тип транспортной и сельскохозяйственной лошади. Они были способны проходить 50—85 км в день с грузом в 800 кг и более. Битюги были созданы на основе местной лошади степного типа, в результате скрещивания с лошадьми различных типов и пород.

Одним из факторов, способствовавших их выведению были богатые пастбища, расположенные вдоль реки Битюга. В конце XIX века, с появлением спроса на более крупную и массивную лошадь, битюгов стали скрещивать с тяжеловозами, а позднее с рысаками, отчего эта порода потеряла свою однотипность. Однако ценность битюгов, особенно для сельского хозяйства, побудила крестьян поддерживать тип лошадей, близких к битюгу, и вскоре в Верхне-Хавском и других соседних с ним районах была создана лошадь, сходная с битюгом. По происхождению она представляла продукт воспроизводительного скрещивания помесей рысаков, тяжеловозов и старой битюгской лошади.

В 1936 году Тамбовская зональная опытная станция коневодства изучила массив местных лошадей Верхне-Хавского, Щученского и других районов. Учитывая, что фактически всё поголовье битюгов было утеряно во время Гражданской войны и восстановить эту породу уже было невозможно, а её рабочие качества были очень ценны, был разработан план племенной работы, предусматривающий совершенствования типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Одновременно было решено эту лошадь называть не битюгом, а воронежской упряжной. Под этим названием воронежская лошадь была показана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года. В 1938 году в районах с наиболее ценными воронежскими лошадьми был организован госплемрассадник, задачей которого являлось создание желательного типа укрупненной сельскохозяйственной лошади.
ЭКСТЕРЬЕР: Спина у них ровная, поясница хорошо выполнена, туловище длинное, с хорошо развитым длинным крупом, передние ноги прямо поставлены, копыта объемистые, плосковатые, но прочные, оброслость ног значительная. Из недостатков часто встречаются слабо выраженное запястье, сближенность скакательных суставов и саблистость задних ног.
Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.

Различают три типа воронежской упряжной лошади:
1. Первый. Восходящий по мужской линии родословной к тяжеловозным жеребцам, состоит из лошадей более массивных, с более длинным туловищем. По численности эта группа небольшая.
2. Второй. Состоит из несколько облегченных, но гармоничных лошадей, относящихся по прямой мужской линии к рысисто-битюгским жеребцам Ловчаку 1907 г.р. и его сыну Лорику, Замыслу, а также к рысистым жеребцам Кречету (неустановленного происхождения), Граду 1909 г.р, Ворону 1918 г.р, Раскату 1910 г.р. и Милорду. Большое положительное влияние оказала группа рысистых жеребцов густого типа: Кудесник 1914 г.р, Парубок, Кутила 1922 г.р. и сыновья Лужка 1908 г.р, использовавшиеся до 1934 года. Лучшими кобылами этой группы были кобылы с кровью жеребца Леля из линии Удалого, к которым относятся потомки Ловчего, и из линии Подарка через Раската.
3. Третий. Относятся потомки местных жеребцов (помеси неизвестного происхождения). Лошади этого типа занимают среднее положение, несколько грубоваты и нередко дисгармоничны.

Масти Битюгов:
Мышастая масть, бурая масть.

Рост Битюгов:
155 – 158 см (жеребцы),
150 – 155 см (кобылы).

Место выведения:
Россия: Ульяновская и Тамбовская области.

Использование:
Рабоче-пользовательское, тяжелоупряжное.

Распространение:
В настоящее время порода прекратила своё существование.

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.

В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Описание легендарной породы битюгов

В России всегда было развито сельское хозяйство, поэтому лошади требовались больше не для развлечения, а для работы. Ценились спокойные трудолюбивые кони. Лошадь битюг — один из ярких примеров. Многие уверены, что их использовали еще богатыри. К сожалению, эта порода вымерла.

Происхождение

Битюг имеет сложную и не до конца известную историю. Насчет родословной тоже ведутся споры. Известно, что первыми предками были степные кони. Постепенно их скрещивали с другими родословными. Считают, что окончательный вид битюги приобрели в XVIII веке в Воронежской области. Название породе лошадей дали примерно в это время. Битюг — река, левый приток Дона. На ее берегу размещался конезавод.

Порода была популярна еще до Петра I, при котором ее пытались усовершенствовать. Кобыл скрещивали с иностранными жеребцами тяжеловозных разновидностей. Среди них были клейдесдали, брабанты.

Позже в генетический котел добавили кровь рысаков. По одной из версий, селекцией занимался сам Орлов. Получается, граф приложил руку не только к выведению знаменитых рысаков. Битюгов он скрещивал со своими орловцами на Хреновском конезаводе. Обе породы имеют явные общие черты.

Читайте также:
Новоалександровская порода лошадей: фото, происхождение, описание

Описание

Сохранилось много информации о битюгах, изображения представителей этой уже исчезнувшей родословной. Выглядели они так:

  • Крупное пропорциональное тело.
  • Рост — до 178 см. Позже, после селекции он стал меньше — 150–165.
  • Длинное туловище с прямой спиной.
  • Широкая грудь.
  • Развитая шея.
  • Прямые, сухие ноги с плоскими, крепкими копытами.
  • Длинная грива, волнистый хвост.
  • Развитые, красивые щетки на ногах. Они защищали от мелких повреждений, и царапин, зимой — от снега.
  • Как правило, встречалась гнедая или серая масть. Были и рыжие, пегие особи.

Чтобы представить, как примерно выглядели битюги, достаточно взглянуть на известную картину «Богатыри» Васнецова. Действительно, проще совершать подвиги именно на таких конях. Лошади обладали огромной силой, крайней выносливостью и скоростью:

  1. Стандартное отягощение — около 800 кг. Обычное расстояние — 80 верст или примерно 85 км. Известен случай, когда конь перевез груз весом почти в 4 тонны (230 пудов).
  2. Эту тяжелоупряжную породу использовали пожарные. Подтверждают это записи московского полицмейстера Огарева, увлекавшегося лошадьми и подбиравшего животных. У каждой из пожарных частей кони были определенной масти, окраса. Они перевозили людей, большую бочку и оснащение общим весом минимум две тонны. Везти нужно было очень быстро, во весь опор. Битюги хорошо справлялись с этой работой.

В народных сказках кони-помощники тоже напоминают тяжеловозов. Например, Сивка Бурка. Битюги обладали почти сказочными способностями. Это касается не только силы — они были спокойны, добры и послушны. Кони отличались выносливостью и малой прихотливостью в уходе, еде.

В прошлом отношение людей к своим животным было особым. На лошадях, коровах и других держался семейный бюджет — они «кормили», выручали крестьян. Приобретение было большим вложением, а потеря — страшным ударом по кошельку.

Поэтому в сказках битюг всегда выступал в роли верного друга, защитника и помощника. Это неудивительно, особенно учитывая его огромные возможности и добрый характер. Не обделили битюга вниманием и современные мультипликаторы. Это Бурушка из картины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Известно, что для военных целей подходят храбрые и горячие лошади верховых родословных. Битюг — явный тяжеловоз, который не годился для стремительной атаки. Однако породы смешивают и совершенствуют. Еще в древности битюг получил воинственную жилку. Привычные спокойствие и добродушие на время исчезали.

Битюгов использовали как верховых. Однако главное их назначение — тяжелые работы, упряжка, гужевые перевозки. Активно применяли в сельском хозяйстве, потом — в промышленном деле. Эти кони выполняли долгую, рутинную работу.

Причины сокращения и исчезновения породы

Ближе к концу XIX века битюги уже переживали кризис. Скорее всего, причинами этого стали:

  1. Плохая селекционная работа или ее отсутствие. C середины XIX века представителей породы скрещивали с английскими тяжеловозами и крестьянскими рысаками. Появились изменения во внешности. Ухудшились выносливость и неприхотливость.
  2. Дефицит корма. Степи распахивали, коней переводили в хлев. Солома, отруби, жмых были слишком скудной едой для такой крупной и работящей лошади. Возможно, эта причина совпала по времени с предыдущей.
  3. Гражданская война 1918–1922 гг. В такой же ситуации оказалась, например, стрелецкая разновидность. Войны внутри страны — обычная причина вымирания пород, особенно лошадиных. Во время потрясений, упадка не до селекции. Кроме того, лошади — прямые участники сражений того периода. Они делили с людьми и другие тяготы: голод, работу на износ.

Для восстановления поголовья в 1922 году начала работу специальная комиссия. Был организован рассадник племенных битюгов, находившийся в Воронежской области. Но работу не удалось завершить — помешала эпидемия сапа в 1925 году, из-за которой порода исчезла.

Воронежская упряжная лошадь как подражатель битюгу

После неудачи селекционеры пытались сохранить то, что осталось от генофонда. Стране по-прежнему нужны были сильные кони для сельского хозяйства. Последних богатырских лошадей успели скрестить с рысаками — орловцами. Выбирали самых массивных жеребцов, например, Брута и Зверобоя. Кроме того, использовали тяжеловозов. Получилась воронежская упряжная порода.

Этих коней впервые показали в 1939 году на выставке. Они представляли собой нечто среднее между легко- и тяжелоупряжными лошадьми. Выносливость и неприхотливость битюга сохранялись.

Внешнее сходство тоже было заметным:

  • длинное, мощное, пропорциональное тело;
  • узнаваемые щетки на ногах.

Воронежских упряжных лошадей сразу оценили в колхозах. Порода быстро получила распространение. Однако всего через два года началась Великая Отечественная война. Воронежские кони чуть было не повторили судьбу битюгов.

В этот раз породу удалось сохранить. После Победы поголовье восстановили. Дальше этих лошадей ждала селекция. Их качества улучшали.

Воронежская упряжная порода «возила воду и воеводу». Она стала универсальной благодаря таким достоинствам:

  • воронежцы крупнее, мощнее рысаков, но подвижнее и темпераментнее тяжеловозов;
  • работоспособность и покладистость;
  • устойчивая передача своих генов;
  • красивая внешность;
  • хороший ход, удобство езды.

В Великую Отечественную воронежских лошадей использовали в сельском хозяйстве и на транспорте. Не делалось исключений и для производителей. Кони довольствовались скудной едой и выполняли огромную работу. Их физическое состояние оставалось неплохим.

После Победы условия улучшились. Лошадей тренировали. Например, уже в 1950 году жеребец по кличке Актер пробежал 2 км за 4 минуты и 40 секунд. При этом он вез 800 кг. Животные показывали результаты, достойные своих былинных предков. Были даже предложения вернуть название «битюг».

Читайте также:
Голштинские породы лошади: фото и видео, описание, характеристики, история разведения

В 1953 году коневодство было запущено. Это коснулось и воронежской упряжной породы — уже к началу 60-х профессиональных центров почти не осталось.

Битюг помогал русскому человеку в труде и на войне. Это верное животное стало почти сказочным. Сейчас богатырский конь живет только в народной памяти. Но в некоторых из современных лошадей еще осталось немного его крови.

Лошадь породы Битюг.История и характеристика породы

Как самостоятельная порода битюги известны уже в середине 18 века. Встречается несколько версий происхождения породы. То ли сам Пётр I прислал жеребцов голландских и датских пород для скрещивания с местными тяжеловозами, то ли крестьяне Воронежской губернии озаботились выведением особо крупной и выносливой породы, то ли сам граф Орлов в своём Хреновском конном заводе развлекался выведением не только рысаков, но и тяжелой и грубой лошади. В пользу последней версии говорит рысистая основа и так называемая орловская стать некоторых знаменитых представителей этой породы. Скорее всего истина будет где-то посередине и окончательное становление породы проходило действительно в три этапа — от Петровской инициативы через промежуточные скрещивания к Орловскому финальному штриху.

В любом случае удачный выбор производителей и обильные корма способствовали появлению уникальной по своей грузоподъёмности и выносливости породы лошадей, получившей своё название от реки Битюг, в пойме которой, собственно, порода и начала своё распространение.

Развитие пород

Первой и самой известной породой российских тяжеловозов стал знаменитый битюг, лошадь получившая название от одноименной реки в Тамбовской и Воронежской областях. Само название вида стало нарицательным — битюгом называли сильного, крепко сбитого мужчину.

Выведена порода была в Тамбовской области, причем еще до отмены крепостного права и до начала индустриального бума. Граф Орлов на своих конезаводах баловался скрещиванием клейдесдалей и брабансонов с местными скакунами.

Это интересно! Существует еще одна версия, согласно которой выведением породы занимались тамбовские крестьяне по собственной инициативе, но выглядит эта версия недостаточно логично.

В итоге своевременно был выведен отлично приспособленный к российским реалиям и востребованный в экономике конь тяжеловес.


Битюг

К сожалению, во время гражданской войны в России поголовье битюгов было почти полностью уничтожено. В двадцатые годы прошлого столетия была предпринята неудачная попытка восстановить породу, но эпидемия лошадиного сапа свела все усилия на нет.

Важно! В настоящее время порода битюг не существует.

Кроме битюга, наибольшую известность получили выведенные позже породы тяжеловозов:

  • Русский тяжеловоз;
  • Советский тяжеловоз;
  • Владимирский тяжеловоз.

Русский тяжеловоз

На рубеже XIX и XX веков в Россию в большом количестве завозились лошади бельгийской породы Аардены, причем в самой Бельгии данная порода популярностью не пользовалась и была вытеснена другими местными видами лошадей. В России же эти подвижные и неприхотливые трудяги прижились, а их недостатки успешно исправлялись скрещиванием с местными кобылами.


Русский тяжеловоз

Выведенная порода, которую называли русскими арденами, тем не менее была далека от идеала из-за небольшого роста, присущего скорее пони. Порода долгое время последовательно улучшалась. На выставке в Париже в 1900 году русские ардены вызвали всеобщее восхищение. Но и после этого русский тяжеловоз — порода лошадей не была официально зарегистрирована. Лишь спустя полвека, в 1952 году, разновидность занесли в Госреестр.

Советский тяжеловоз

В том же 1952 году была зарегистрирована другая порода лошадей — Советский тяжеловоз. В конце XIX века в Мордовию и Нижегородскую губернию завезли из Европы брабансонов и суффолков. Попытки создать племенное стадо не привели ни к чему хорошему — эти добродушные гигантские кони оказались совершенно неприспособленными к климату России.

Потом началась гражданская война, на какое-то время контроль над разведением породистых лошадей был утрачен, и в течение нескольких лет европейцы бесконтрольно скрещивались с местными животными.


Советский тяжеловоз

Война закончилась и через несколько лет среди смешанного потомства стали появляться устойчивые генетические признаки. Благодаря высокой квалификации советских зоотехников и проведенной селекции, эти признаки были закреплены и улучшены. В итоге в СССР появилась эта известная и всемирно признанная порода тягловых лошадей.

Читайте также:
Ахалтекинская порода лошадей: характеристики, масти, история, разведение, происхождение, описание, фото и видео

Владимирский тяжеловоз

Этот вид тягловых лошадей ведет свою историю от завезенных в 1886 году на Государственную Гаврилово-Посадскую конюшню жеребцов клейденсдалей. Их сразу стали скрещивать с местными кобылами, прекрасно приспособленными к местным условиям. Как итог, все местные лошади вскоре были вытеснены улучшенными метисами.

В 1936 году была предпринята инвентаризация и выделение новой породы, однако зарегистрирован владимирский тяжеловоз был лишь в 1946 году.

Причины сокращения и исчезновения породы

Ближе к концу XIX века битюги уже переживали кризис. Скорее всего, причинами этого стали:

  1. Плохая селекционная работа или ее отсутствие. C середины XIX века представителей породы скрещивали с английскими тяжеловозами и крестьянскими рысаками. Появились изменения во внешности. Ухудшились выносливость и неприхотливость.
  2. Дефицит корма. Степи распахивали, коней переводили в хлев. Солома, отруби, жмых были слишком скудной едой для такой крупной и работящей лошади. Возможно, эта причина совпала по времени с предыдущей.
  3. Гражданская война 1918–1922 гг. В такой же ситуации оказалась, например, стрелецкая разновидность. Войны внутри страны — обычная причина вымирания пород, особенно лошадиных. Во время потрясений, упадка не до селекции. Кроме того, лошади — прямые участники сражений того периода. Они делили с людьми и другие тяготы: голод, работу на износ.

Для восстановления поголовья в 1922 году начала работу специальная комиссия. Был организован рассадник племенных битюгов, находившийся в Воронежской области. Но работу не удалось завершить — помешала эпидемия сапа в 1925 году, из-за которой порода исчезла.

Характеристики пород тяжеловозов

Тракененская порода лошадей

Что касается общих черт всех видов описываемых тяжеловозов, то следует отметить их спокойный, дружелюбный нрав, унаследованный от далеких европейских предков.

Если рассматривать различия между видами, то самым крупным из них оказывается советский тяжеловоз с его 170 см роста и более 800 кг веса.


Владимирский тяжеловоз

Остальные породы ему несколько уступают. Так гнедой владимирский тяжеловоз имеет в холке 165 см и весит 500 кг (при этом обладает определенными рысистыми качествами), а русский тяжеловоз меньше ростом — 150 см, но весит этот рыжий (иногда чалый) конь 700 кг за счет особенностей телосложения.

Для справки! Согласно результатам проведенных в свое время замеров, лошади породы битюг имели рост до 160 см.

Фотогалерея


Фото 1. Русский тяжеловоз — современное воплощение битюгов


Фото 2. Жеребец воронежский тяжелоупряжный


Фото 3. Памятник богатырскому коню в Воронеже

Уход за тяжеловозами

Разведение и размножение лошадей

В целом уход за тяжеловозами принципиально не отличается от ухода за другими типами лошадей и сводится к чистке и купанию летом (чистке зимой), уходу за зубами и копытами (в том числе и подковывание, при необходимости).

Надо учесть, что тягловым лошадям в наследство от европейских предков достались более густые шерсть, грива и хвост, а также опушка в районе копыт, и чистить их следует более тщательно.


Уход за тяжеловозами

Для содержания лошадей-тяжеловозов требуется достаточно места, поэтому надо предусмотреть более вместительные стойла. При этом они менее чувствительны к низким температурам, поэтому сильно утеплять загон не придется.

Важно! Для поддержания здоровья тяжеловозу требуются регулярные силовые нагрузки.

Описание

Лошади сильные, среднего роста. Высота животного в холке составляла в среднем 1500–1580 мм:

  • для жеребцов – 1550–1580 мм;
  • для кобыл – 1500–1550 мм.

Высота отдельных особей достигала 1780 мм. Спина животного прямая, с хорошо развитыми мышцами, ноги оброслые, тело удлиненной формы. Хвост и грива густые, большой длины. Голова компактная, с крупными глазами, умеренно горбоносая. Грудь широкая, круп несколько удлиненный. Ноги у битюгов крепкие, сухие, копыта прямые и плоские.


Типичные животные этой породы отличались уникальным сочетанием силы и чрезвычайной выносливости с быстрым ходом.

Эта порода лошадей сочетает чрезвычайную выносливость с быстрым ходом, что дает возможность перевозить тяжести на значительные расстояния. Для породы нормальным считался 80-верстовый (около 85 км) переход с грузом 0,8 т. Рекордом по грузоподъемности считался вес груза в 230 пудов, а это почти 4 тонны.

Лошадь отличается неприхотливостью в пище, исключительным послушанием и выносливостью. Это сделало битюгов незаменимыми и в сельском хозяйстве, и на гужевом транспорте. В частности, на промышленном извозе была задействована именно эта порода. Если присмотреться к васнецовской картине «Богатыри», то можно предположить, что именно битюги возили на своих спинах защитников земли Русской. Знаменитый «Сивка-Бурка» из народных сказок тоже имеет немало общего с этими лошадками.

Масть у битюгов бывает разной. Самый распространенный окрас – мышастый и бурый, гораздо реже попадаются лошади пегой и рыжей масти. Есть записи, что Огарев, полицмейстер Москвы, знаток и любитель лошадей, сам занимался подбором животных одной масти для пожарных команд, причем каждой из пожарных частей соответствовал определенный окрас тяжеловозов.

Читайте также:
Лошади породы Трейт ду норд или северный арден: фото и происхождение

Сам факт, что битюгов использовали для выезда пожарной команды, говорит о необыкновенной силе лошадей, ведь на повозке, помимо команды пожарных, размещалось оснащение, огромная водяная бочка и насос для воды. И этот огромный вес (не менее 2 тонн) необходимо было не просто сдвинуть с места, а мчаться с ним во весь опор – «спешить, как на пожар».

Происхождение

Данную породу тщательно выводили из-за потребности на Руси в крепких выносливых лошадях, необходимых для обрабатывания земель, перевоза тяжелых поклажей.

В основе породы есть местные дикие кони, что обитали в степях. Их соединяли с различными тяжеловесами. После длительного скрещивания вывели настоящего богатырского коня. На данный момент есть разногласия по поводу даты и места происхождения таких коней, но в большинстве источников говорится, что эту породу вывели в XVIII столетии на территории Воронежской губернии вблизи реки Битюг. Соответственно, исходя от места появления, вид и получил свое название.

На данный момент ученые считают, что порода была усовершенствована при Петре Великом, после соединения существующего вида с голландскими и датскими жеребцами.

К сожалению, в конце XIX столетия данный вид животных стал постепенно исчезать из-за проблем со снижением кормовой базы, и сильным смешиванием кровей.

На данный момент предполагают, что прародителями воронежской упряжной породы, ныне существующей, были битюги. То есть, возможно, в этих лошадях живет настоящий русский дух богатырей.

Склонение существительного битюг

Падеж Вопрос Ед.число Мн. число
Именительный (кто, что?) битюг битюги
Родительный (кого, чего?) битюга битюгов
Дательный (кому, чему?) битюгу битюгам
Винительный (кого, что?) битюга битюгов
Творительный (кем, чем?) битюгом битюгами
Предложный (о ком, о чём?) битюге битюгах

Воронежские лошади делятся на три вида

  1. Небольшая группа тяжеловозных лошадей. У них длинное, мускулистое и мощное тело. Предками являются тяжеловозные жеребцы.
  2. Облегченная группа воронежских лошадей с гармоничным физическим строением. У них лёгкий и свободный аллюр. Предками являются битюгские рысаки.
  3. Третья группа является потомками местных жеребцов. Непородисты. У них грубоватое и негармоничное строение тела.

Что же касается породы лошадей битюгов, то у них преобладала мышастая и бурая масть. Их разводили в Ульяновской и Тамбовской областях, но, к сожалению, эта порода исчезла навсегда.

Река Битюг: фото пейзажей

Отдельные ее участки представляют собой гидрологические и природные достопримечательности. Еще в 1998 году территория реки в районе с. Талицкий Чамлык Липецкой области выделен как ландшафтный памятник «Верховья реки Битюг».

Второй участок ландшафтного памятника расположен ниже посёлка Анна. А левее от него в Битюг впадает река Курлак, долина которой имеет ширину 3000 метров. Её склоны полностью покрыты дубравами.

Река Битюг имеет много притоков: левые – Курлак, Чигла, Тишанка, Эртиль, Мордовка, Мечеть, Рыбий Яр, Кисляй и др., правые – Пласкуша, Плота, Малейка, Анна, Чамлык, Мосоловка, Тойда.

Воронежские упряжные


На смену битюгам была выведена порода Воронежская, как своеобразное промежуточное звено между легко- и тяжелоупряжными.

Сильные, неприхотливые и выносливые скакуны по-прежнему были востребованы. Первая половина ХХ века – это время выведения новой породы лошадей: Воронежская упряжная. Это своеобразное промежуточное звено между легко- и тяжелоупряжными лошадьми. В 1938 году был создан государственный племенной рассадник по выведению новой укрупненной породы. В 1939 году порода в первый раз была представлена как выставочная. При селекционной работе ученые взяли за основу рабочие характеристики таких лошадей, как рысак, тяжеловоз и битюг.

Селекционная работа велась по следующим направлениям:

  • скрещивание помесей рысистых лошадей, битюгов и тяжеловозов;
  • прилив крови лошадей рысистых пород;
  • отбор коней для дальнейшего племенного разведения по желательным признакам.

Животные новой породы отличаются выносливостью и силой, неприхотливы, благодаря чему они получила распространение как тягловая сила. Несмотря на сокращение поголовья во второй половине ХХ века, велась работа по улучшению породы – это позволило сохранить все ее лучшие признаки до сегодняшнего дня.

Лошадь породы Битюг.История и характеристика породы

Битюг — тяжелоупряжная порода лошадей, выведенная специально для сельскохозяйственных и гужевых потребностей. На сегодняшнее время такая порода не существует.

Как самостоятельная порода битюги известны уже в середине 18 века. Встречается несколько версий происхождения породы. То ли сам Пётр I прислал жеребцов голландских и датских пород для скрещивания с местными тяжеловозами, то ли крестьяне Воронежской губернии озаботились выведением особо крупной и выносливой породы, то ли сам граф Орлов в своём Хреновском конном заводе развлекался выведением не только рысаков, но и тяжелой и грубой лошади. В пользу последней версии говорит рысистая основа и так называемая орловская стать некоторых знаменитых представителей этой породы. Скорее всего истина будет где-то посередине и окончательное становление породы проходило действительно в три этапа — от Петровской инициативы через промежуточные скрещивания к Орловскому финальному штриху.

Читайте также:
Лошади породы Фуриозо-нортстар: описание, характеристика и фото

Характеристики породы

Битюги были лошадьми среднего роста 150-158 см в холке (впрочем, отдельные исключительные представители этой породы достигали высоты 178 см в холке), с развитой крепкой спиной, длинным телом и оброслыми ногами. В литературе встречается такое описание: «голова умеренной величины, полугорбоносая, с большими глазами, шея мясистая и короткая, грива и хвост длинные, густые..» Отличительной особенностью породы можно назвать настильный шаг и быстроту хода, позволяющую совершать длительные переходы по степным дорогам с тяжелым грузом. Считалось, что нормой для битюга являлись переходы в 80 вёрст (это 84, 8 км) с грузом около 800 кг. В сохранившихся до наших дней описаниях работы битюгов указывались рекорды грузоподъёмности — это 230 пудов, то есть 3749 кг. Без малого 4 тонны!

Спокойный нрав, неприхотливость и выносливость этих лошадей довольно быстро завоевали популярность породы как среди сельскохозяйственных работников, так и среди возчиков. Практически весь промышленный извоз тех времён осуществлялся именно битюгами.

Масть лошадей была преимущественно бурая и мышастая. Однако встречались и представители с иным окрасом. Есть данные, что московский полицмейстер Огарев, сам страстный лошадник, лично занимался подбором битюгов для городских пожарных команд. Причём для каждого района подбирались лошади одинаковой стати и масти. Как писал незабвенный «дядя Гиляй» (ВладимирГиляровский): — «.. каждая часть имела свою «рубашку», и москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар».

Кстати говоря, именно эти воспоминания отлично характеризуют тягловые качества битюгов. Достаточно лишь подсчитать, какой вес имела средняя пожарная повозка тех времён, с командой, бочкой с водой, насосом и прочими приспособлениями. Не меньше 2 тонн. И такой вес нужно было не просто тянуть, а именно что «мчать как на пожар». Впечатляет!

Причины сокращения и исчезновения породы

С середины 19 века в попытках вывести ещё более крупную и тяжеловозную породу битюга начали скрещивать с английскими тяжеловозами, а впоследствии и с рысаками. Однако ожидаемых улучшений породы не произошло — на фоне изменения экстерьера значительно снизилась выносливость и неприхотливость породы. Всё это совпало по времени с массовой распашкой лугов и ухудшением кормовой базы, что, в свою очередь привело к значительному уменьшению популяции этой породы. Политические и экономические потрясения начала 20 века практически полностью уничтожили поголовье битюгов.

В надежде восстановить популяцию этой, безусловно, необходимой для сельского хозяйства лошади в 1922 году в Воронежской области начала работать специальная комиссия по организации рассадника племенных битюгов. Однако вспыхнувшая в 1925 году эпидемия сапа на корню оборвала работы по восстановлению породы. Чистокровные битюги исчезли полностью.

Воронежская упряжная лошадь как подражатель битюгу

Потребность в крепкой и выносливой лошади оставалась по прежнему высокой. Взяв за основу рабочие качества битюга, рысака и тяжеловоза в первой половине 20 века была выведена новая порода, получившая название Воронежская упряжная лошадь. Представляет собой промежуточный вариант между легкоупряжной и тяжелоупряжной лошадью. Впервые лошадь этой породы была показана на выставке в 1939 году. Обладая выносливостью и неприхотливостью битюга новая порода получила массовое признание и распространение среди сельскохозяйственных работников. После Великой Отечественной поголовье лошадей значительно сократилось, но полностью не исчезло. Работы по восстановлению и улучшению этой породы были продолжены, что позволило сохранить основные характеристики этих лошадей и до наших времён.

Битюг порода лошадей

  • Происхождение
  • Особенности экстерьера
  • Исчезновение породы
  • Воронежская упряжная лошадь как замена битюга
  • Заключение

Битюг – порода лошадей, которые традиционно использовались в России для выполнения тяжелой работы. Они были настоящими помощниками русскому крестьянству – сильные, выносливые, добрые и спокойные. Эти животные никогда не отказывали своим владельцам. Основная область применения – полевые работы – самые тяжелые и изнурительные. Также они неплохо подходили и для верховой езды. Обратите внимание на знаменитую картину Васнецова «Три богатыря» – лошади, изображенные на ней, очень сильно напоминают классических русских битюгов.

Лошадь породы Битюг

Происхождение

Сейчас сложно сказать, когда была выведена эта порода. Однозначно одно – у русских людей всегда было очень много тяжелой физической работы, исторически обусловленной образом жизни. В 18 веке в Воронежской области появились первые потомки классических тяжеловозов и степных лошадей. Это и привело к появлению богатырской породы битюгов.

Местные степные лошади выступили отличной основой для выведения новой разновидности. Официальное мнение о месте рождения первых битюгов, истинных богатырей лошадиного рода – долина реки Битюг, что находится в Воронежской губернии.

Читайте также:
Пони породы Блэк Форрэст: фото, описание, характеристика

Однако вследствие резкого уменьшения количества корма во второй половине 19 столетия, эти крепкие, красивые животные начали постепенно исчезать. Негативно на размере популяции сказалось и все возраставшее количество примесей в крови. Можно с уверенностью утверждать, что порода полностью прекратила свое существование к концу 19 века.

Особенности экстерьера

Прошло уже более 100 лет с того момента, как в России не осталось ни одного битюга, но мы можем представить, как они выглядели. Сохранилось немало информации об их внешнем виде:

  • Рост у самых крупных особей мог достигать 170 см, хотя средние показатели колебались в пределах 155-165 сантиметров.
  • Круп – сильно развитый, мощная грудь и крепкие, сухие ноги. При этом спина у этой породы была прямая, поясной отдел почти такой же мощный, как грудная клетка.
  • Что касается окраса, чаще всего битюги были серые или гнедые, хотя есть упоминания о рыжих и даже пегих особях.

Исчезновение породы

В начале 19 века отечественные коннозаводчики стремились к улучшению и без того исключительных качеств породы битюгов. Для этого их начали скрещивать с английскими тяжеловозами, но такие эксперименты не дали ожидаемых результатов. Получавшееся потомство оказывалось менее выносливым.

Параллельно взрывными темпами увеличивались площади пашен, что, как следствие, привело к резкому сокращению количества выпасов. 19 век был ознаменован большим количеством политических катаклизмов, что еще больше усугубляло ситуацию с исчезновением битюгов как вида. Правительством России была предпринята попытка сохранить и возродить породу в Воронежской области, но злой рок и тут сыграл недобрую шутку – разразилась эпидемия, вызвавшая падеж остатков представителей богатырской породы.

На этом история битюгов в России закончилась.

Воронежская упряжная лошадь как замена битюга

Но исчезновение битюгов как вида вовсе не говорит о том, что исчезли потребности в выносливых универсальных лошадях. Результатом попыток вывести вид, который мог бы с успехом заменить битюгов, стало появление Воронежской упряжной лошади.

Такое животное – нечто среднее между легкоупряжными лошадьми и тяжеловозами. В 40-х годах 20 века Воронежская упряжная впервые была представлена на выставке. Заводчикам удалось совместить в этих лошадях качества рысаков, битюгов и тяжелоупряжных, хотя наиболее ярко выраженными оказались качества именно рысаков.

Справка. Воронежскую упряжную лошадь можно характеризовать как выносливых и неприхотливых животных, обладающих немалой силой. Эта порода сохранилась до наших дней, и ученые до сих пор продолжают вести работы по повышению характеристик вида.

Заключение

Россия – страна со сложными климатическими условиями, исторически предрасположенная к большому количеству тяжелого физического труда. Поэтому нет ничего удивительного, что человек всегда стремился к созданию таких лошадей, как битюги, которые могли бы быть надежными, покладистыми и сильными помощниками.

Русская порода лошадей битюг: характеристика

Битюг порода лошадей

Битюг – порода лошадей, которые традиционно использовались в России для выполнения тяжелой работы. Они были настоящими помощниками русскому крестьянству – сильные, выносливые, добрые и спокойные. Эти животные никогда не отказывали своим владельцам. Основная область применения – полевые работы – самые тяжелые и изнурительные. Также они неплохо подходили и для верховой езды. Обратите внимание на знаменитую картину Васнецова «Три богатыря» – лошади, изображенные на ней, очень сильно напоминают классических русских битюгов.

Лошадь породы Битюг

Происхождение

Сейчас сложно сказать, когда была выведена эта порода. Однозначно одно – у русских людей всегда было очень много тяжелой физической работы, исторически обусловленной образом жизни. В 18 веке в Воронежской области появились первые потомки классических тяжеловозов и степных лошадей. Это и привело к появлению богатырской породы битюгов.

Местные степные лошади выступили отличной основой для выведения новой разновидности. Официальное мнение о месте рождения первых битюгов, истинных богатырей лошадиного рода – долина реки Битюг, что находится в Воронежской губернии.

Однако вследствие резкого уменьшения количества корма во второй половине 19 столетия, эти крепкие, красивые животные начали постепенно исчезать. Негативно на размере популяции сказалось и все возраставшее количество примесей в крови. Можно с уверенностью утверждать, что порода полностью прекратила свое существование к концу 19 века.

Особенности экстерьера

Прошло уже более 100 лет с того момента, как в России не осталось ни одного битюга, но мы можем представить, как они выглядели. Сохранилось немало информации об их внешнем виде:

  • Рост у самых крупных особей мог достигать 170 см, хотя средние показатели колебались в пределах 155-165 сантиметров.
  • Круп – сильно развитый, мощная грудь и крепкие, сухие ноги. При этом спина у этой породы была прямая, поясной отдел почти такой же мощный, как грудная клетка.
  • Что касается окраса, чаще всего битюги были серые или гнедые, хотя есть упоминания о рыжих и даже пегих особях.
Читайте также:
Порода пони Велара: описание, происхождение, фото и характеристика

Исчезновение породы

В начале 19 века отечественные коннозаводчики стремились к улучшению и без того исключительных качеств породы битюгов. Для этого их начали скрещивать с английскими тяжеловозами, но такие эксперименты не дали ожидаемых результатов. Получавшееся потомство оказывалось менее выносливым.

Параллельно взрывными темпами увеличивались площади пашен, что, как следствие, привело к резкому сокращению количества выпасов. 19 век был ознаменован большим количеством политических катаклизмов, что еще больше усугубляло ситуацию с исчезновением битюгов как вида. Правительством России была предпринята попытка сохранить и возродить породу в Воронежской области, но злой рок и тут сыграл недобрую шутку – разразилась эпидемия, вызвавшая падеж остатков представителей богатырской породы.

На этом история битюгов в России закончилась.

Воронежская упряжная лошадь как замена битюга

Но исчезновение битюгов как вида вовсе не говорит о том, что исчезли потребности в выносливых универсальных лошадях. Результатом попыток вывести вид, который мог бы с успехом заменить битюгов, стало появление Воронежской упряжной лошади.

Такое животное – нечто среднее между легкоупряжными лошадьми и тяжеловозами. В 40-х годах 20 века Воронежская упряжная впервые была представлена на выставке. Заводчикам удалось совместить в этих лошадях качества рысаков, битюгов и тяжелоупряжных, хотя наиболее ярко выраженными оказались качества именно рысаков.

Справка. Воронежскую упряжную лошадь можно характеризовать как выносливых и неприхотливых животных, обладающих немалой силой. Эта порода сохранилась до наших дней, и ученые до сих пор продолжают вести работы по повышению характеристик вида.

Заключение

Россия – страна со сложными климатическими условиями, исторически предрасположенная к большому количеству тяжелого физического труда. Поэтому нет ничего удивительного, что человек всегда стремился к созданию таких лошадей, как битюги, которые могли бы быть надежными, покладистыми и сильными помощниками.

Битюг русская порода тяжеловозных лошадей: фото, описание, история породы

История происхождения породы битюг:
Являясь потомком вывозных в Россию жеребцов крупных тяжеловозных пород : клейдесдалля, брабанта, а так же местных рабочих лошадей. Славилась изумительной выносливостью, неприхотливостью и грузоподъёмностью, имели мягкий спокойный нрав, а так же были весьма трудолюбивы. Битюги были лошадьми среднего роста, крепкого телосложения, спокойного темперамента и представляли собой тип транспортной и сельскохозяйственной лошади. Они были способны проходить 50—85 км в день с грузом в 800 кг и более. Битюги были созданы на основе местной лошади степного типа, в результате скрещивания с лошадьми различных типов и пород.

Одним из факторов, способствовавших их выведению были богатые пастбища, расположенные вдоль реки Битюга. В конце XIX века, с появлением спроса на более крупную и массивную лошадь, битюгов стали скрещивать с тяжеловозами, а позднее с рысаками, отчего эта порода потеряла свою однотипность. Однако ценность битюгов, особенно для сельского хозяйства, побудила крестьян поддерживать тип лошадей, близких к битюгу, и вскоре в Верхне-Хавском и других соседних с ним районах была создана лошадь, сходная с битюгом. По происхождению она представляла продукт воспроизводительного скрещивания помесей рысаков, тяжеловозов и старой битюгской лошади.

В 1936 году Тамбовская зональная опытная станция коневодства изучила массив местных лошадей Верхне-Хавского, Щученского и других районов. Учитывая, что фактически всё поголовье битюгов было утеряно во время Гражданской войны и восстановить эту породу уже было невозможно, а её рабочие качества были очень ценны, был разработан план племенной работы, предусматривающий совершенствования типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Одновременно было решено эту лошадь называть не битюгом, а воронежской упряжной. Под этим названием воронежская лошадь была показана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года. В 1938 году в районах с наиболее ценными воронежскими лошадьми был организован госплемрассадник, задачей которого являлось создание желательного типа укрупненной сельскохозяйственной лошади.
ЭКСТЕРЬЕР: Спина у них ровная, поясница хорошо выполнена, туловище длинное, с хорошо развитым длинным крупом, передние ноги прямо поставлены, копыта объемистые, плосковатые, но прочные, оброслость ног значительная. Из недостатков часто встречаются слабо выраженное запястье, сближенность скакательных суставов и саблистость задних ног.
Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.

Различают три типа воронежской упряжной лошади:
1. Первый. Восходящий по мужской линии родословной к тяжеловозным жеребцам, состоит из лошадей более массивных, с более длинным туловищем. По численности эта группа небольшая.
2. Второй. Состоит из несколько облегченных, но гармоничных лошадей, относящихся по прямой мужской линии к рысисто-битюгским жеребцам Ловчаку 1907 г.р. и его сыну Лорику, Замыслу, а также к рысистым жеребцам Кречету (неустановленного происхождения), Граду 1909 г.р, Ворону 1918 г.р, Раскату 1910 г.р. и Милорду. Большое положительное влияние оказала группа рысистых жеребцов густого типа: Кудесник 1914 г.р, Парубок, Кутила 1922 г.р. и сыновья Лужка 1908 г.р, использовавшиеся до 1934 года. Лучшими кобылами этой группы были кобылы с кровью жеребца Леля из линии Удалого, к которым относятся потомки Ловчего, и из линии Подарка через Раската.
3. Третий. Относятся потомки местных жеребцов (помеси неизвестного происхождения). Лошади этого типа занимают среднее положение, несколько грубоваты и нередко дисгармоничны.

Читайте также:
Новые породы лошадей: фото и видео, описание, характеристика

Масти Битюгов:
Мышастая масть, бурая масть.

Рост Битюгов:
155 — 158 см (жеребцы),
150 – 155 см (кобылы).

Место выведения:
Россия: Ульяновская и Тамбовская области.

Использование:
Рабоче-пользовательское, тяжелоупряжное.

Распространение:
В настоящее время порода прекратила своё существование.

Лошади породы битюг

Битюг — это тяжеловозная порода лошадей. Селекцией этого вида занимались крестьяне и опытные коневоды, которым требовалось сильное и выносливое животное, способное выполнять самые тяжелые сельскохозяйственные работы. Кроме того, эти создания активно использовались в качестве гужевого транспорта и для верховой езды. Сейчас эта порода считается вымершей.


Происхождение

В дальнейшем данная порода была улучшена путем вливания крови рысистых орловских лошадей. При выведении породы коням предоставляли качественные корма, но при этом они должны быть выполнять тяжелую работу. Это поспособствовало получению необходимых характеристик. Свое название эти создания получили благодаря реке, протекающей в местности, где они были выведены. Разведение данных лошадей занимались не только фермерские хозяйства, но и конный Хреновский завод.

Характеристики породы

Битюги — лошади крупные. Они достигали в холке 178 см. Этих лошадей отличала широкая спина и грудь с хорошо развитой мускулатурой. Тело имело удлиненную форму. Ноги длинные. От копыт до колена они были обросшие густой длинной шерстью. Копыта крупные и крепкие.

Голова у лошадей была среднего размера. На носу имелась слабо выраженная горбинка. Шея у животного была относительно короткая и мясистая. У этих лошадей были большие глаза, окаймленные густыми ресницами. Битюг имел длинную гриву и хвост. Густая шерсть защищала животных даже от сильных морозов. Кроме того, она почти не промокала благодаря подшерстку. Наиболее часто встречались особи пегой, гнедой и серой масти.

Данных тяжеловозов отличила настильный шаг и быстрота хода. Животные могли преодолевать расстояния до 85 км, таща при этом груз до 800 кг. Рекордсмены могли сдвинуть груз до 3800 кг. Этих созданий отличали:

  • спокойный нрав;
  • выносливость;
  • неприхотливость.

Эти создания могли содержаться в неутепленных хлевах. Их можно было кормить соломой, отрубями, жмыхом и другими низкосортными кормами. Прекрасные характеристики породы сделали ее крайне популярной. Ее активно использовали не только при проведении сельскохозяйственных работ, но и при перевозке тяжестей на большие расстояния. Расцвет породы пришелся на конец XVIII в.

Исчезновение породы

К концу XIX в. численность чистокровных особей стала критично малой. При этом началась механизация процесса получения сельскохозяйственной продукции и распашка лугов, что стало причиной ухудшения кормовой базы и снижения численности битюгов. Полному исчезновению лошадей поспособствовали экономические и политические потрясения.

В 1922 г. в Воронежской области была проведена попытка восстановления породы. Единичные чистокровные особи были переправлены на конезавод. Однако вспыхнувшая в 1925 г. эпидемия сапа привела к вымиранию этих лошадей. Сейчас битюгами ошибочно называют представителей других тяжеловозных пород.

Битюг и другие породы лошадей тяжеловозов в России

Как самостоятельная порода битюги известны уже в середине 18 века. Встречается несколько версий происхождения породы. То ли сам Пётр I прислал жеребцов голландских и датских пород для скрещивания с местными тяжеловозами, то ли крестьяне Воронежской губернии озаботились выведением особо крупной и выносливой породы, то ли сам граф Орлов в своём Хреновском конном заводе развлекался выведением не только рысаков, но и тяжелой и грубой лошади. В пользу последней версии говорит рысистая основа и так называемая орловская стать некоторых знаменитых представителей этой породы. Скорее всего истина будет где-то посередине и окончательное становление породы проходило действительно в три этапа — от Петровской инициативы через промежуточные скрещивания к Орловскому финальному штриху.

В любом случае удачный выбор производителей и обильные корма способствовали появлению уникальной по своей грузоподъёмности и выносливости породы лошадей, получившей своё название от реки Битюг, в пойме которой, собственно, порода и начала своё распространение.

Битюг порода лошадей

Битюг – порода лошадей, которые традиционно использовались в России для выполнения тяжелой работы. Они были настоящими помощниками русскому крестьянству – сильные, выносливые, добрые и спокойные. Эти животные никогда не отказывали своим владельцам. Основная область применения – полевые работы – самые тяжелые и изнурительные. Также они неплохо подходили и для верховой езды. Обратите внимание на знаменитую картину Васнецова «Три богатыря» – лошади, изображенные на ней, очень сильно напоминают классических русских битюгов.

Читайте также:
Ахалтекинская порода лошадей: характеристики, масти, история, разведение, происхождение, описание, фото и видео

Лошадь породы Битюг

Происхождение

Сейчас сложно сказать, когда была выведена эта порода. Однозначно одно – у русских людей всегда было очень много тяжелой физической работы, исторически обусловленной образом жизни. В 18 веке в Воронежской области появились первые потомки классических тяжеловозов и степных лошадей. Это и привело к появлению богатырской породы битюгов.

Местные степные лошади выступили отличной основой для выведения новой разновидности. Официальное мнение о месте рождения первых битюгов, истинных богатырей лошадиного рода – долина реки Битюг, что находится в Воронежской губернии.

Однако вследствие резкого уменьшения количества корма во второй половине 19 столетия, эти крепкие, красивые животные начали постепенно исчезать. Негативно на размере популяции сказалось и все возраставшее количество примесей в крови. Можно с уверенностью утверждать, что порода полностью прекратила свое существование к концу 19 века.

Где находится база отдыха “Битюг”

База отдыха “Битюг” – удивительно место живописного лесного массива Аннинского района Воронежской области, находящееся на побережье реки Битюг. Окутанная многовековыми дубами, она просто манит воссоединиться с природой и насладится поистине чистым воздухом. Не зря ее негласно называют “Жемчужиной Черноземья”, расположенной практически в ста километрах от Воронежа.

Вы обязательно оцените прекрасные лилии. На расстоянии вытянутой руки вас будут окружать дикие утки, спокойно плавающие на водоеме. На миг может показаться, что вы попали в заповедник. Ведь это место поистине райское.

Пейзажи местности – это не все, что вас может порадовать на базе отдыха “Битюг”. Здесь вы сможете найти для себя массу развлечений. Причем для каждого подберется дело по духу. Можно поплавать в зеркально-чистой воде, собирать грибы в лесу, рыбачить, да и просто загорать на солнышке, принимая воздушные ванны и вдыхая чистейший воздух на все легкие.

Местные рыбаки очень горды рекою Битюг. Ведь она полна разнообразной рыбы. Поэтому именно это место считается наиболее привлекательным для рыбаков и лучшим во всей Воронежской обрасти. Здесь вы никогда не останетесь без улова. А поэтому вкуснейшая уха вам гарантированна.

Более того, для любителей острых ощущений, есть возможность поохотиться. Но это исключительно при условии открытия сезона.

Особенности экстерьера

Прошло уже более 100 лет с того момента, как в России не осталось ни одного битюга, но мы можем представить, как они выглядели. Сохранилось немало информации об их внешнем виде:

  • Рост у самых крупных особей мог достигать 170 см, хотя средние показатели колебались в пределах 155-165 сантиметров.
  • Круп – сильно развитый, мощная грудь и крепкие, сухие ноги. При этом спина у этой породы была прямая, поясной отдел почти такой же мощный, как грудная клетка.
  • Что касается окраса, чаще всего битюги были серые или гнедые, хотя есть упоминания о рыжих и даже пегих особях.

Воронежская упряжная лошадь как замена битюга

Но исчезновение битюгов как вида вовсе не говорит о том, что исчезли потребности в выносливых универсальных лошадях. Результатом попыток вывести вид, который мог бы с успехом заменить битюгов, стало появление Воронежской упряжной лошади.

Такое животное – нечто среднее между легкоупряжными лошадьми и тяжеловозами. В 40-х годах 20 века Воронежская упряжная впервые была представлена на выставке. Заводчикам удалось совместить в этих лошадях качества рысаков, битюгов и тяжелоупряжных, хотя наиболее ярко выраженными оказались качества именно рысаков.

Справка. Воронежскую упряжную лошадь можно характеризовать как выносливых и неприхотливых животных, обладающих немалой силой. Эта порода сохранилась до наших дней, и ученые до сих пор продолжают вести работы по повышению характеристик вида.

Сервис и развлечения

На турбазе работает приветливый и вежливый коллектив, который прикладывает все усилия, чтобы пребывание на базе отдыха было не только комфортным, но и интересным.

Здесь вы можете:

  • Порыбачить;
  • Поиграть в спортивные игры с мячом;
  • Покататься на лодках;
  • Поучаствовать в интересных конкурсах;
  • Вместе с другими отдыхающими отпраздновать «День Нептуна», «День рыбака» и др.;
  • Поиграть в бильярд;
  • Отдохнуть на дискотеке;
  • Попариться в бане.

Битюг русская порода тяжеловозных лошадей: фото, описание, история породы

История происхождения породы битюг:

Являясь потомком вывозных в Россию жеребцов
крупных тяжеловозных пород
: клейдесдалля, брабанта,
а так же местных рабочих лошадей
. Славилась изумительной выносливостью, неприхотливостью и грузоподъёмностью, имели мягкий спокойный нрав, а так же были весьма трудолюбивы.
Битюги были лошадьми среднего роста
, крепкого телосложения, спокойного темперамента и представляли собой тип транспортной и сельскохозяйственной лошади. Они были способны проходить 50—85 км в день с грузом в 800 кг и более.
Битюги были созданы на основе местной лошади степного типа
, в результате скрещивания с лошадьми различных типов и пород.

Читайте также:
Голштинские породы лошади: фото и видео, описание, характеристики, история разведения

Одним из факторов, способствовавших их выведению были богатые пастбища, расположенные вдоль реки Битюга. В конце XIX века, с появлением спроса на более крупную и массивную лошадь, битюгов стали скрещивать с тяжеловозами

, а позднее с рысаками, отчего эта порода потеряла свою однотипность. Однако ценность битюгов, особенно для сельского хозяйства, побудила крестьян поддерживать тип лошадей, близких к битюгу, и вскоре в Верхне-Хавском и других соседних с ним районах была создана лошадь, сходная с битюгом. По происхождению она представляла продукт воспроизводительного скрещивания помесей рысаков, тяжеловозов и старой
битюгской лошади
.

Пейзажи, фауна и флора

Битюг-река облюбована воронежскими любителями рыбной ловли и туризма благодаря своим сказочным красотам и обилию разнообразной рыбы. Водятся в ее водах различные виды: щука, линь, язь, краснопёрка, лещ, плотва, налим, ёрш, окунь, голавль, карась. Реже встречаются судак и сом.

Флора здесь представлена лесами дубовыми, зарослями тростника, редкими на данной широте сосновыми борами. Многочисленные песчаные пляжи, просторные плёсы и обширные заводи, узкие и быстрые протоки – всё это обозревается при путешествии по воде. Схема реки Битюг представляет собой очень извилистую линию, особенно около чиглинской зоны.

Характеристики породы

Битюги — лошади крупные. Они достигали в холке 178 см. Этих лошадей отличала широкая спина и грудь с хорошо развитой мускулатурой. Тело имело удлиненную форму. Ноги длинные. От копыт до колена они были обросшие густой длинной шерстью. Копыта крупные и крепкие.

Голова у лошадей была среднего размера. На носу имелась слабо выраженная горбинка. Шея у животного была относительно короткая и мясистая. У этих лошадей были большие глаза, окаймленные густыми ресницами. Битюг имел длинную гриву и хвост. Густая шерсть защищала животных даже от сильных морозов. Кроме того, она почти не промокала благодаря подшерстку. Наиболее часто встречались особи пегой, гнедой и серой масти.

Данных тяжеловозов отличила настильный шаг и быстрота хода. Животные могли преодолевать расстояния до 85 км, таща при этом груз до 800 кг. Рекордсмены могли сдвинуть груз до 3800 кг. Этих созданий отличали:

  • спокойный нрав;
  • выносливость;
  • неприхотливость.

Эти создания могли содержаться в неутепленных хлевах. Их можно было кормить соломой, отрубями, жмыхом и другими низкосортными кормами. Прекрасные характеристики породы сделали ее крайне популярной. Ее активно использовали не только при проведении сельскохозяйственных работ, но и при перевозке тяжестей на большие расстояния. Расцвет породы пришелся на конец XVIII в.

Река Воронеж.

Очень живописна и эта река Воронежской области. На территории области она является гидрологическим памятником. Река сильно петляет и в ее пойме много озер, заводей, поросших осокой и камышом. Наиболее крупные озера на территории области это Улуково, Студеное, Старый Воронеж. Образуется река при слиянии Лесного и Польного Воронежа. Левый берег реки пологий, а правый – высокий и крутой. В 1972 году на реке было образовано Воронежское водохранилище. Оно имеет водное зеркало площадью около 70 км2, длину 35 км, ширину около 2 км и среднюю глубину 3,5 м. Водохранилище делит город Воронеж на две части. В черте города его пересекают мосты: Воронежский железнодорожный, Северный, Чернавский, Вогрэсовский. К сожалению, река Воронеж — это один из самых загрязненных притоков Дона, по многим отравляющим веществам превышены предельно-допустимые концентрации.

Исчезновение породы

К концу XIX в. численность чистокровных особей стала критично малой. При этом началась механизация процесса получения сельскохозяйственной продукции и распашка лугов, что стало причиной ухудшения кормовой базы и снижения численности битюгов. Полному исчезновению лошадей поспособствовали экономические и политические потрясения.

В 1922 г. в Воронежской области была проведена попытка восстановления породы. Единичные чистокровные особи были переправлены на конезавод. Однако вспыхнувшая в 1925 г. эпидемия сапа привела к вымиранию этих лошадей. Сейчас битюгами ошибочно называют представителей других тяжеловозных пород.

https://fermhelp.ru/bityug-poroda-loshadej/ https://kohuku.ru/porodi/tyajeloupryajnie/186-bityug-russkaya-poroda-tyazhelovoznyh-loshadey-foto-opisanie-istoriya-porody.html https://loshadi.info/porody/bityug

Экология

], Эртильский и Нижнекисляйский сахарные заводы Воронежской области. В результате загрязнения снижается содержание в воде растворенного кислорода, гибнет рыба, исчезают раки — индикаторы чистой воды. В настоящее время, после закрытия сахарных заводов в конце 80-х г, в частности Новопокровского (не функционирует уже более 20 лет) годов данная проблема стала малоактуальной. При этом уменьшение по причине возведения запруд в верхней части приводит к заболачиванию и обмелению реки в верхней части течения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: