Порода лошади Русский тяжеловоз: фото, история и описание

Русский тяжеловоз — порода лошади

Рост лошади — 150-153 см.

Масть — рыжая в основной массе, редко вороная и рыже-чалая, белые отметины на ногах и морде обязательны.

Экстерьер — самый невысокий тяжеловоз из отечественных. Длинная морда, достаточно сухая, шея очень широкая, мощная, плечи спрямленные, мышечный корпус размещается на невысоких ногах, ноги толстые, крепкие, устойчивые, копыто широкое, оброслость гривы, челки, хвоста и щеток выраженная.

Краткое описание породы

Отличительные преимущества русских тяжеловозов — абсолютная неприхотливость в условиях содержания и корме, долговечная служба на благо человека, высокая продуктивность лошади. Последний указанный параметр касается выработки молочной продукции. Кобылы данной породы дают большой объем молока, из которого производятся редкие сорта сыра. Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях. Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

Эффектная внешность и высокая трудоспособность лошади делает ее незаменимой в хозяйствовании и фермерстве. Сегодня лошадей породы Русский тяжеловоз подразделяют на три подвида:

  1. Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах. На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения. Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Россияне оценили по достоинству таких неприхотливых лошадей, на момент 1904 года около 376 ферм занялись разведением арденов. Самые масштабные коннозаводства — Хреновский и Деркульский заводы. Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей. А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества. Проходящая в Париже мировая выставка в 1900 году не прошла бесследно для этих лошадей, арденов выделили, как достойных рабочих самобытных лошадей. В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

Выведенное поголовье новых лошадей значительно отличалось от ранее привычных русскому народу арденов. По наступлению 1952 года Министерство сельского хозяйства Советского союза выдало установление, где говорилось о том ,что породу стоит обозначить наименованием — Русский тяжеловоз .

Образ жизни в природе

Для того чтобы найти подход к такой лошади, нужно знать его основные черты характера, требования к содержанию и уходу, а также предпочтения в корме.

Характер и повадки

Натура русского тяжеловоза проста — небывалая выносливость, признание и покорность человеку, высокий показатель подвижности и энергичности. Благодаря таким характеристикам лошадь идеальна в сельхоз работах. Спокойная и уравновешенная лошадь быстро привыкает к новому владельцу, адаптируется к любым условиям жизни в пределах разумного и быстро вписывается в рабочий график. Но если что-то пошло не так, лошадь может проявить свой характер, слегка взбрыкнув.

Читайте также:
Баварская теплокровная порода лошади: фото и видео, описание

Разведение и содержание

Если на ферме содержится около 100 кобыл русского тяжеловоза,на них приходится около 85% выводка жеребят. К тому же одна кобыла способна выводить потомство 20-25 лет. Разводятся и содержатся кобылы с жеребцами на деревенских фермах, где животные проходят тренировочные занятия и демонстрируют свои умения. После чего заводчик легко отбирает самых трудоспособных жеребцов и перспективных кобылиц.

Лошади считаются скороспелыми производителями, уже на момент 1,5 года жеребец достигает полный рост в холке, сравнимый со взрослой особью. В этом возрасте 75% жеребцов также набирают нужную массу тела. И уже на момент трехлетия они прекращают расти. Лошади достаточно будет свободного вольера под открытым небом в виде шатра.

Питание

Несмотря на неприхотливость и легкую адаптацию к погодным условиям, русские тяжеловозы нуждаются в обильном питье. В качестве корма подойдет любая растительность, которую предпочитают другие лошади. Тяжеловозы будут рады любому корму, несмотря на его дороговизну и ценность. Это может быть свежая трава, сено, твердые корма и злаки. Подкармливать лошадей для поддержания энергичности и работоспособности можно концентрированными кормами, витаминами и минералами. Лошади любят морковь, свеклу и сахар, чем часто поощряют животных.

Применение русских тяжеловозов

Последние годы русских тяжеловозов массово закупают частные фермеры, стремящиеся вести племенное развитие породы. За счет высокой продуктивности кобыл этой породы, многие фермерства занимаются производством кумыса и редких сортов сыра. В данном случае владельцы содержат большое количество кобылиц, которые за счет полноценного питания дают достойное потомство и проявляют заботу о своем выводке.

Многие конезаводы владеют лошадьми породы Русский тяжеловоз ради мяса, а также большого объема молока. Одна полноценная кобыла за год способна выдавать около 3 тонн молока во время лактации. Как показывает практика, такие показатели удоя демонстрируют все кобылы разных пород тяжеловозов.

Русский тяжеловоз идеально подходит для туристического бизнеса, так как эти лошади демонстрируют выносливость, добронравие и крепость. Лошади катают верхом на себе детей и взрослых без отдыха полдня, особенно после сладких угощений в качестве поощрений.

Интересные факты

  1. Русский тяжеловоз признан самым крупным тяжело-упряжным конем среди прочих своих собратьев.
  2. Самые ценные представители породы Русский тяжеловоз находятся в заводе Куединском в Пермской области, Вологодском заводе, а также на заводе Мстиславском, что в Белоруссии.
  3. Несмотря на то, что лошадь именуется русской, выведением ее занимались коневоды на территории Украины в том числе.
  4. Сегодня существуют два типа выведения русского тяжеловоза — уральский и украинский тип, от каждого идут дополнительные линии.
  5. Русский тяжеловоз активно принимает участие в улучшении других пород лошадей.

Фотогаллерея

Обычный русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз в зелени

Огромный Русский тяжеловоз

Сколько стоит русский тяжик

Прежде чем приступать к покупке жеребца породы Русский тяжеловоз, следует выбрать опытного заводчика, который длительное время занимается такими лошадьми. Только в такой ситуации покупатель может не переживать по поводу состояния здоровья и чистокровности лошади соответственно стандартам.

Самый популярный по продажам русских тяжеловозов считается Прилепский племенной конезавод, на протяжении нескольких десятков лет там занимаются выводком настоящих тяжеловозов. Получить животное по выгодной цене можно в случае ликвидации племени. Как показывает практика, в таких ситуациях лошадей продавали за 1-1,5 тысячи американских долларов. Выбирая поставщика лошадей, немаловажную роль играет место расположения и отдаленность фермы или завода от проживания заказчика.

Русский тяжеловоз сегодня

На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.

Читайте также:
Делибозская, казахская лошадь: описание, фото и видео, рост

Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.

Описание лошадей породы Русский Тяжеловоз

Лошадей разделяют на несколько категорий, среди которых выделяется порода Русский Тяжеловоз. Свое название она получила от рода деятельности, содержания и предназначения в сельском хозяйстве.

  1. История создания
  2. Описание
  3. Характер
  4. Уход
  5. Область применения
  6. Интересные факты и истории

Лошадь породы Русский Тяжеловоз

История создания

Селекционеры создали такой замечательный вид животных путем скрещивания нескольких пород. Вывод данного типа был затруднен, тат как это происходило путем скрещивания местных представителей и коней Бельгийской или Французской крови, что значительно утрудняло весь процесс. Впервые по официальным данным, создать такой вид удалось ветеринарам из Уральских краев, так как скрещивание происходило с участием местных пород животных. С годами каждый селекционер привносил свои изменения, днк показатели смешивались, что было нацелено на выведения нетребовательного, но рабочего вида.

Лошадей породы Русский Тяжеловоз в то время уже признавали как одну из лучших пород в своей сфере. После того как закончилась революция и на смену пришла стабильность, изучением и разведением Русских Тяжеловозов занялись еще серьезней. Уже в 1930-х годах в России был окончательно презентован данный вид.

Хотя не все хозяева и фермеры признавали преимущества животных, в связи с тем, что у них был слишком маленький рост, что в то время было непривычно для содержания и недопустимо. На этом эксперименты не закончились, и уже через 20 лет вопрос с ростом был решен.

Второе название животные получили достаточно интересное и запоминающееся: Русских Тяжеловозов также называют Арденами, что достоверно связанно с корнями.

Описание

Конями породы Русский Тяжеловоз восхищаются многие знатоки. Несмотря на усилия профессоров и специалистов, рост особей остался в пределах 145 см. Животные выделяются тем, что их габариты немного меньше, хотя при этом сами кони намного продуктивней конкурентов.

Описание породы Русский Тяжеловоз

Хотя жеребца породы Русский Тяжеловоз и применяют в качестве рабочей силы, животное все равно остаётся благородным, при этом в любую пору года выглядит отличною Такие выводы можно сделать, если посмотреть на Русских Тяжеловозов зимой, даже фото даст правильное представление. К слову вес жеребцов в среднем доходит до 650 кг, кобылы — до 550. Среди иных животных описываемые особи выделяются тем, что у них:

  • Сухие, но очень красивые ноги.
  • Удлиненное туловище и широкая грудная клетка, что при таких габаритах очень выделяется.
  • Большая голова и широкий лоб делают образ строже и серьезней.
  • Шея удачно выделяется, красиво изогнута, широкая и с четкими формами и мышцами. Большая и симпатичная холка.
  • Хвост и весь волосяной покров зачастую имеют особенный блеск и густоту.

В основном масть коня рыжая, темные особи встречаются довольно редко, но не являются исключением. Русский тяжеловоз завораживает своим видом и манерой поведения, что для обычной лошади не характерно.

Характер

Главным преимуществом и положительным качеством лошадок можно считать веселое и энергичное поведение. Все хозяева характеризируют их как хороших помощников и верных спутников в любой работе.

Выносливый и неприхотливый скот — мечта каждого фермера. Работоспособность и плодовитость также являются неопровержимым их положительным качеством. Действительно сил и энергии у Русских Тяжеловозов хоть отбавляй.

Даже самые нетребовательные виды не могут выполнять свою работу на 100% эффективно, если за ними не ухаживать как подобает. Русский Тяжеловоз предназначен для выполнения сложных полевых работ, поэтому составление рациона имеет большое значение для работоспособности коня. С учетом того, что весят лошадки немного, их кормление не отнимет лишнего времени, сил и материальных затрат.

Читайте также:
Нигерийская порода лошадей: фото, масть, окрас, описание

Чтобы не перестараться с сухими кормами и сеном, стоит рассчитывать и учитывать все индивидуальные особенности каждой особи. Содержание лошади — дело ответственное? ведь наблюдать за ростом и всей жизнью коня, взрослением, питанием, поведением и особенностями характера одно удовольствие.

Уход за лошадью породы Русский Тяжеловоз

В сезон взрослая особь должна получать:

  • около 7-8 кг концентрированного корма на единицу скота;
  • 12 кг сена в сутки;
  • по 6 кг овса и бобов;
  • несколько кг свежей моркови.

Летом представитель описываемой разновидности должен получать около 30 кг свежей травы. От того, сколько весит животное, будет зависеть количество свежих кормов, рассчитанных на рабочий сезон. Содержание такой пищи должно быть разнообразным, насыщенным витаминами, злаками и полезными веществами.

В стойле согласно нормам должны быть созданы санитарные условия и оборудованы помещения для содержания. В случае с кобылами количество еды можно немного уменьшить, морковь заменить пророщенными злаковыми. Кроме того, нужно тщательно следить за состоянием здоровья, зубами, копытами и чистотой шерсти. Если расчёсывать гриву регулярно или делать стрижку, густой волосяной покров не станет обузой для скакуна. Обязательно проводить проверки у ветеринаров.

Область применения

Если говорить о разведении такой породы в современном мире, то она широко используется только в сельском хозяйстве, где главным предназначением будет рабочая сила и выдержка.

Если учитывать все возможности данного животного, то некоторые аналитики утверждают, что его сила приравнивается к трактору Т-40. Максимальным весом, который удается сдвинуть с места, является порог в 14,5 т. В связи с подорожанием топлива такой вариант — просто отличная альтернатива для экономных и находчивых предпринимателей и фермеров.

Интересные факты и истории

Во всем мире можно встретить более чем 20 вариантов и разновидностей подобных конец. В мультфильме про Русских богатырей был использован прототип такого жеребца, сильного и выносливого надежного соратника.

Тяжеловозы обладают крепким телом и мускулистыми ногами, но быстро бегать они не могут, так как очень неповоротливы. Даже с учетом всех вышеперечисленных аспектов они без затруднений преодолевают препятствия: перепрыгивают, проскакивают, обходят все, что стоит на пути. В отличие от других ездовых лошадей они имеют крепкую нервную систему и не реагируют рефлекторно, как это делают спортивные особи, на шумы и резкие хлопки.

Порода лошадей русский тяжеловоз

  • Особенности породы
  • История происхождения
  • Внешний вид
  • Характер
  • Особенности разведения
  • Применение русских тяжеловозов

Лошадь русский тяжеловоз – гордость отечественного коневодства. Над её выведением и усовершенствованием трудились российские и украинские учёные, а сама селекционная работа затянулась почти на сотню лет. Порода была зарегистрирована в 1952 году. О её происхождении, характеристиках и достоинствах расскажем далее.

Лошадь русский тяжеловоз

Особенности породы

Идея создания русской тяжелоупряжной лошади возникла, когда без коня не обходилось ни одно хозяйство. Это сейчас можно выполнять всю тяжёлую работу на машине, но 150 лет назад её выполняли кони: они пахали и перевозили грузы.

Русский тяжеловоз – гордость отечественного коневодства. Эта лошадь неприхотлива, умна, вынослива, послушна. Даже современные сельские жители используют её для помощи по хозяйству. Одним из преимуществ породы является то, что животные нетребовательны к кормовой базе. Питаясь подножным кормом, они сохраняют хорошую физическую форму.

Современный русский тяжеловоз представлен тремя разновидностями:

  1. Уральский тип. Для него характерны длинные конечности, которые обильно покрыты волосами.
  2. Массивный тип. Эти скакуны считаются самыми крупными.
  3. Новоалексеевский тип характеризуется меньшими габаритами по сравнению с предыдущим.

История происхождения

Около 150 лет назад на территорию России завезли мелких тяжеловозных бельгийских коней, арденов. Хотя их внешний облик не впечатлял, однако сельские жители оценили работоспособность иностранных скакунов и неприхотливость к условиям содержания. Эти животные проявляли активность, готовы были трудиться без устали, при этом особо не нуждаясь в богатой кормовой базе. Именно бельгийские ардены и стали прародителями русского тяжеловоза. Их разводили в частных хозяйствах на протяжении десятилетий.

Масштабная селекционная работа началась в 1860 году в Петровской академии. Главное ядро новой породы сформировалось именно там. За основу брали лучших украинских и российских лошадей, из их помесей отбирали жеребят с оптимальными признаками. Однако потомство перенимало внешние недостатки арденов. Чтобы обновить кровь и устранить дефекты, учёные проводили скрещивание помесных кобыл с брабансонами.

Читайте также:
Восточно-болгарская порода лошадей: фото, характер и описание

К концу 18 века порода изменила облик в лучшую сторону. Когда в 1900 году проводилась выставка в Париже, где и представили улучшенного русского тяжеловоза официально, порода получила признание публики. Присутствующий на выставке жеребец даже был удостоен золотой медали. В дальнейшем селекционная работа продолжалась вплоть до начала гражданской войны. Учёные направили силы на увеличение рослости коней. Для этого потомков арденов скрещивали с крупными породами.

Внешний вид русского тяжеловоза

Гражданская и Великая Отечественная войны нанесли урон племенному поголовью русских арденов, но всё же породу удалось сберечь. Новые лошади сильно отличались внешне от своих бельгийских прародителей, но сохранили их главные качества:

  • физическую силу;
  • выносливость;
  • приспособленность к климату средней полосы;
  • неприхотливость и нетребовательность к кормовой базе.

В 1952 году породу официально назвали русским тяжеловозом. С тех пор она считается одной из лучших среди лошадей отечественной селекции.

Внешний вид

Лошадь русский тяжеловоз не отличается высоким ростом, но она очень хорошо сложена. У представителей породы мускулистое тело, крепкие ноги и мощная грудь. Рассмотрим внешние характеристики русского тяжеловоза:

  • рост – 150-153 см;
  • вес жеребца – 650-700 кг, кобылы – 500 кг;
  • голова среднего размера с широкой лобной частью;
  • шея недлинная, с характерным плавным изгибом, мощная;
  • холка широкая;
  • линия спины ровная, поясничная часть мясистая;
  • грудь бочкообразной формы с хорошо выделяющейся мышечной массой;
  • круп округлый, раздвоенный, немного опущенный;
  • конечности крепкие средней длины с правильной постановкой, покрыты длинными волосами;
  • грива густая;
  • масть преимущественно рыжая или бурая, реже – рыже-чалая или вороная.

Внимание! На нижней части ног прямо над копытами у русских тяжеловозов имеются белые метки. Это их типичная особенность.

Характер

Представители отечественной породы лошадей отличаются добрым нравом. Они никогда не проявляют норов. Эти животные умны и уравновешены, быстро привыкают к владельцу и покоряются ему.

Русский тяжеловоз активен и трудолюбив. Он способен работать не только в упряжке, но и под седлом. Коневоды отмечают, что представители русской тяжеловозной породы заслуживают доверия. Даже если управлять ими будет неопытный наездник, конь не выбросит его из седла.

Внимание! Лошадь русский тяжеловоз способна быстро привыкать к хозяину и новому режиму работы. Она вынослива и нетребовательна к условиям содержания.

Несмотря на покладистый и спокойный характер, лошадка в ответ на грубое обращение может взбрыкнуть. Как и любые другие животные, потомки арденов, почувствовав опасность, проявляют инстинкт самосохранения, начинают защищаться.

Особенности разведения

Селекционеры на протяжении десятилетий работали над созданием и улучшением характеристик породы русский тяжеловоз. Чтобы сохранить её признаки, разведение этих животных происходит по основным наработанным линиям, внутри племени. Владельцы породистых жеребцов и кобыл придерживаются этих принципов, чтобы полученное потомство не утратило ценные черты и качества.

Кобылы этой породы скороспелые. Уже в возрасте 3 лет их рост прекращается, они готовы к воспроизводству и работе. Для племенного разведения их используют 24-25 лет. Новорождённый жеребёнок появляется на свет довольно крупным – 230-240 кг. Потомство быстро растёт благодаря высокой молочности самок.

Внимание! Кобыла за 1 лактационный период способна дать 2500-3000 литров молока. Рекордсменкой в этой области стала лошадь по кличке Лукошка, которая дала 4800 литров молока за 305 дней.

Применение русских тяжеловозов

Сегодня представители обсуждаемой нами породы используются в разных направлениях. По-прежнему остаётся актуальным их применение в сельском хозяйстве. В сёлах лошадь пашет землю, обслуживает фермы, перевозит дрова, уголь, ёмкости с водой.

Порода используется в сельском хозяйстве и туризме

Вторая сфера использования сильных и красивых скакунов – туризм и досуг. В парках на них катаются дети и взрослые, совершая конные прогулки, а от фото с такими красавцами мало кто откажется. При хорошем уходе русский тяжеловоз выглядит роскошно.

Читайте также:
Лошади породы Испанский мустанг: фото и видео, описание, история и характеристика

В молочной отрасли эти лошади используются активно. Из их питательного молока изготавливают кумыс, кисломолочный продукт. В России пока не производят сыр из кобыльего молока, который пользуется спросом в Казахстане, но, возможно, вскоре он появится и на прилавках магазинов в нашей стране.

Порода лошадей русский тяжеловоз заслуживает высокие оценки коневодов. Она проявляет прекрасные качества, выделяющие её среди других скакунов – выносливость, трудолюбие, умение приспосабливаться к новым условиям жизни и работы, неприхотливость. Потомки бельгийских арденов – гордость русской селекции.

Описание породы русский тяжеловоз и содержание лошадей

  1. История и развитие
  2. Описание и экстерьер
  3. Характерные черты
  4. Особенности размножения и содержания
  5. Применение
  6. Современное состояние
  7. Как лучше приобрести?

Порода лошадей русский тяжеловоз принадлежит отечественному племенному разведению. Она была создана благодаря российским селекционерам, поставившим перед собой цель – вывести породу выносливых животных, которые бы ничем не уступали европейским характеристикам качества. Такой конь по праву считается гордостью отечественного конезаводства, что дает ему возможность периодически занимать самые высокие места на всевозможных выставках, форумах.

Тяжеловозы считаются весьма перспективными в хозяйстве, так как генофонд практически полностью сохранен и позволяет заняться разведением, способным в небольшие сроки выйти на рентабельный уровень.

История и развитие

В середине XIX века в нашу страну были завезены европейские тяжеловозы-ардены. Несмотря на не слишком изящный внешний вид и скромный экстерьер они стали невероятно популярны. В начале XX века производством некрупных тяжеловозов занималось уже большинство конезаводов и хозяйств. При этом арденов смешивали с разными породами: брабансонскими, першеронскими, даже с орловским рысаком.

Все это привело к тому, что качество породы было существенно улучшено, она приобрела уже четкие очертания и стала завоевывать места на выставках не только в пределах страны, но и за границей. Смена государственного строя негативно сказалась на разведении лошадей в принципе, однако, через несколько лет конезаводы начали восстанавливаться. В середине XX века была официально зарегистрирована порода русский тяжеловоз, работа над которой продолжается до сих пор.

Описание и экстерьер

Эта порода одна из самых легко узнаваемых, ее просто отличить от других лошадей. Животные отличаются крепостью сложения, конечностями с ярко выраженной мускулатурой, низковатым передом, высотой до полутора метров. Имеется челка, умеренно густая волосистая часть. Масть, как правило, рыжеватая, с некоторой чалостью, реже гнедая. Весят взрослые особи в среднем 700 кг. Что касается экстерьера, отмечаются следующие характеристики:

  • профиль прямого типа, голова сухопарая с широковатым лбом, легкая;
  • небольшие по размеру уши стоячего типа;
  • шея не слишком длинная, крепкая, с отличным развитием гребневой зоны;
  • спина широкого типа, не очень длинная, с хорошо развитыми мускулами, не жесткая;
  • грудная часть глубокая и широкая;
  • ноги не очень длинные, с наростом волос, крепкие, стойкие, копыта устойчивые.

Данная порода чрезвычайно хорошо рысит и ходит шагом, очень вынослива в обеих вариациях. Согласно инструкции по бонитировке, проводится комплексная оценка тяжеловозов по разным признакам, согласно которой устанавливается класс представителя: элитный, первого класса и другие лошади.

Характерные черты

Русские ардены отличаются рядом положительных характерных черт темперамента. Они спокойны, не злобны, не агрессивны, покладисты, уравновешены. К людям относятся с добротой, верные и преданные по натуре. Кроме того, они отлично ходят в упряжке, могут много и качественно трудиться, не боятся тяжелой работы. С точки зрения рабочей породы, русский тяжеловоз идеален. К этому можно смело добавить присущую их предкам способность быстро приспосабливаться и нормально переносить не слишком мягкий климат, новых хозяев, перемену мест.

Несмотря на вышесказанное, лошадь нельзя назвать флегматичной, она довольно резва, активна, энергична, любознательна. Практически единственная из всех тяжеловесных пород может пуститься галопом. Иногда может быть упрямой, но в целом это незаменимый помощник и друг. Русские тяжеловозы давно обошли своих предков по всем характеристикам, считаются самой габаритной разновидностью тяжеловесных лошадей. Их достоинства признаны на международных выставках.

Читайте также:
Порода лошадей Аппалуза: описание, фото и видео, происхождение, характеристика

Особенности размножения и содержания

Один из самых больших плюсов, который определяет ценность данной породы – отличная способность к размножению, длительный срок активной жизни. Производители могут быть использованы для размножения вплоть до достижения 25-летия. Если условия хорошо организованы, то процент выхода жеребят составляет более 90. Очень высокие показатели и молочных свойств самок-матерей, около 3 тысяч литров за период выкармливания.

Еще одно положительное качество – скорое созревание особей. В 3 года они уже способны производить потомство, но даже после полутора лет практически неотличимы от взрослых по внешнему виду, росту и массе. Эти особенности дают возможности довольно рано их использовать в качестве работников. Помимо всего сказанного, тяжеловесы не слишком прихотливы в уходе, не привередливы в пище, им достаточно самых скромных условий. Они едят траву, сено, солому, концентраты.

Уже доказано, что тяжеловозы способны искать и доставать траву под снегом, то есть заниматься тебеневанием.

Применение

Помимо основного предназначения – тягловых видов работ, тяжеловозы прекрасно используются в других областях, где достигают успеха. Так как экстерьер их высококлассный, то они выступают как улучшители пород. Их скрещивают с другими видами лошадей и для получения мясных особей, которые обгоняют своих соплеменников по массе почти на 70 кг.

Мясное направление развито так же, как и молочное. Тяжеловозами в основном занимаются во ВНИИ конного заводства, где имеется ферма кумыса. Как мы уже писали выше, лактационный период позволяет получать очень большое количество молока. Считается, что кумыс намного качественнее и по своим свойствам более подходит для замены грудного вскармливания. На его основе производятся очень популярные и легко усвояемые смеси, детское питание, творог, йогурты. Это придает тяжеловозам особую ценность.

Хорош тяжеловоз на испытательных мероприятиях, очень часто именно этой породе принадлежит обновление рекордов. Они способны везти тяжесть порядка 26 тонн – этот максимум поражает воображение. Кроме того, конь способен преодолевать двухкилометровые расстояния с полуторатонным грузом за 5 минут.

Современное состояние

Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.

Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:

  • Коварный;
  • Рубин;
  • Поденщик;
  • Рубикон;
  • Капитэн;
  • Караул.

Как лучше приобрести?

Покупаются тяжеловозы как на конных заводах, так и в хозяйствах частного типа. Что касается ценообразования, то на него влияет чистота рода, возрастные особенности, экстерьер. Считается, что элитных представителей тяжеловозов приобретают на заводах Вологды, Куеды, в екатеринбургском обществе «Дружба». Заявки подаются заблаговременно, распределение происходит в конце лета, начале осени.

О том, для чего используется данная порода лошадей, смотрите далее.

Экстерьер лошадей породы Русский тяжеловоз, состояние породы сегодня

Порода относится к известной группе небольших тяжеловозов. Русский тяжеловоз отлично зарекомендовал себя на сельскохозяйственных работах. Крестьяне охотно разводили эту породу, как помощников, кормильцев. Обладает отличными мясными свойствами и отменной молочной продуктивностью. Значит, тяжеловозов с успехом можно использовать в продуктивном коневодстве.

История

Селекцией породы на Руси-матушке занялись примерно век назад. Предками были ардены, которые водились в горах Бельгии. Они выглядели разнотипными, а в экстерьерах были заметны значительные для лошадей недостатки. Нужно отметить, что ардены быстро двигались. Сухая, красивая конституция облагораживала облик лошадей. Их легко было содержать, так как кушали всё подряд, жили в простых условиях.

Россиянам лошади понравились. К 1904 г. 376 ферм уже разводили арденов. Среди них Деркульский и Хреновский конные гос. заводы. Можно отметить ферму от сельскохозяйственной академии (Петровской). Заводчики содержали небольшие поголовья на мелких фермах с заводами. Владельцы стремились, как можно быстрее увеличить поголовье. Для этого скрещивали чистокровных арденов с различными упряжными кобылами иных пород, чаще всего с брабансонами.

Читайте также:
Сардинский пони: описание, характеристика, экстерьер и фото

Благодаря тщательному отбору лучших производителей из года в год, ардены стали выглядеть гармоничней. В 1900 г. в Париже проходила очередная серьёзная выставка всемирного масштаба. Там отметили арденов, как своеобразную, самобытную рабочую породу. Всем понравился, вызвал восхищение Каравай — жеребец бурой масти. Ему преподнесли золотую медаль. Он был лучшим выпускником Хреновского конезавода.

Так сложилось к тому времени, что на исторической родине — в Бельгии, породу поглотила более крупная – бельгийская рабочая. Когда закончилась революция, заводчики начали племенную работу с остатком выживших лошадей — арденов. Задача была создать некрупную породу, гармонично сложенную, охотно работающую в сельском хозяйстве. Чтобы она была неприхотливой, требовала минимум ухода, кушала то, что предложат, мало болела, долго жила.

Племенных производителей было много. Среди них особенно выделялись заводские линии:

  1. Караула;
  2. Поденщика;
  3. Ларчика;
  4. Рубикона.

Поголовье значительно отличалось от старотипных арденов. В 1952 г. в СССР от Министерства сельского хозяйства поступило постановление, назвать породу русский тяжеловоз.

Экстерьер

У поголовья линий: Караула с Рубиконом, Ларчика и Поденщика было гармоничное сложение, отличный экстерьер. Они выделяются прекрасным телосложением среди соплеменников, но вот рост в холке от 135 до 143 см — маловат.

Отбирали более крупных племенных жеребцов с кобылами. Русский тяжеловоз — единственная русская порода, где поголовье не такое крупное, как у других тяжеловозов. Селекционная работа активно продолжается. С годами племенной работы в среднем, в холке они выросли от 146 до 148 см. Пясть стала меньше, чем у арденов от 20 до 21 см.

Промеры у жеребцов такие: 153,4 (высота), 166,8-205,2 (длина), 22,4 (обхват пясти). Жеребцы весили от 600 до 700 кг.У кобыл немного другие промеры: 150,9 (высота), от 161,6 до 193,5 (длина), 21,2 — обхват пясти. Кобылы имели вес от 580 до 650 кг.

Порода лошадей русский тяжеловоз получила и закрепила туловище несколько удлинённое. У лошадей глубокая, бочкообразная грудная клетка. Ноги красивые сухие, очень крепкие, но несколько коротковаты. Голова широкая, небольшая с красивым мощным лбом. Шея мускулистая, довольно длинная, с красивым изгибом. Холка у особей широкая. Спина у некоторых жеребцов и кобыл мягковата с небольшим прогибом, но длинная. Круп с поясницей у животных — широкие.

Иногда круп встречается несколько раздвоенный, свислый. Хвосты с гривами у лошадей русских тяжеловозов красиво струятся на ветру и довольно длинные, что можно рассмотреть на фото. Конь у заводчиков вышел некрупным, но очень живым, энергичным. Особенно импонировал он людям добронравием, спокойствием. Его легко содержать, так как неприхотлив в пище. За ним, даже начинающему коневоду, просто ухаживать. На широкой спине может прокатиться, как начинающий всадник, так старик или ребёнок. Такой добряк никого не обидит, всех прокатит с ветерком.

Русский тяжеловоз чаще всего по масти: рыже-чалый или рыжий, реже можно увидеть гнедого, вороного либо гнедого с чалым или серого. Все представители породы очень работоспособные, долго живут, дают крепких жеребят, приспосабливаются к любым условиям содержания. Русскую тяжеловозную породу лошадей содержат, как в регионах, где жарко, так и в холодной местности. Главное, отлично заботиться о питомце, он ответит вам добротой, преданностью.

В конных заводах на 100 кобыл выход жеребят составляет от 80 до 85%. В лучшие годы он бывает от 90 до 95%. Многие племенные кобылы с жеребцами участвуют в разведении 20, а то и 25 лет.

Жеребцы с кобылами конных заводов работают на фермах в деревнях. Благодаря этому, животные тренируются, показывают свои рабочие качества. Заводчику легче отбирать для племенного дела самых перспективных. В тяжеловозе этой породы ценится доброезжесть, выносливость, резвость и подвижность.

Читайте также:
Бельгийская рабочая лошадь: фото, описание, характеристика

Производители скороспелые. Начиная с 1,5 лет они достигают в холке 96 или 97%, как взрослые особи. Примерно 75% набирают живой массы, как старшие взрослые производители. К 3 г., практически по всем показателям, они достигают максимума развития и прекращают рост.

Использование

В последнее десятилетие фермеры купили много русских тяжеловозов для племенного разведения. В пригородах крупных городов создали хозяйства по производству кумыса. Больше всего там содержат кобыл-тяжеловозов. Из их молока делают не только полезный, но и питательный кумыс, разнообразные детские смеси. Такое молоко намного полезнее коровьего. По составу лучше заменяет материнское.

Также некоторые конезаводы выращивают русских тяжеловозов ради мяса, молока. Кобылы скороспелые, при отличном питании очень плодовитые, заботливые матери. Дают много молока. Лучшие до 3000 кг за один сезон, когда идёт активная лактация. Но, следует заметить, что стабильно большие удои у всех кобыл тяжеловозов.

Для туристического бизнеса порода лошадей русский тяжеловоз очень подходящая. Они добронравные, крепкие, выносливые. Могут катать малышей, взрослых полдня. Только не забывайте поощрять вашего коня вкусностями: сочной морковкой, свеклой, яблоком, вовремя подавайте сбалансированное питание по расписанию.

Производительность современного тяжеловоза, практически, как у маленького трактора. То, что он невысокий, только плюс, животному требуется меньше корма. Конечно, он не такой выносливый, не так много груза может перевозить, как более крупный тяжеловоз, но для домашних работ этого достаточно. Он может быстро перевозить груз быстрым шагом, галопом или рысью. Однозначно, русская порода тяжеловозов — рабочая, трудоспособная, в чем-то опережающая более крупных сородичей.

Эти лошади, если нет хорошего корма, могут какое-то время питаться соломой. При этом также хорошо выполняют свои обязанности. Племенные жеребцы русского тяжеловоза долгие годы улучшают местное поголовье на фермах России с Белоруссией.

Состояние породы сегодня

Последние 10 лет большинство конезаводов переживают трудные времена. В стране тяжёлая, не стабильная экономическая ситуация. Тяжеловоз всегда считался не дорогой, доступной человеку со средним достатком, лошадью. Во времена СССР этому бизнесу помогало государственное планирование. Были налажены каналы сбыта мяса с молочной продукцией, заводы обменивались племенным материалом. Сейчас все частники находятся на самообеспечении. Решают свои проблемы самостоятельно.

Материальная с технической базы из-за недостатка средств, становятся у фермеров всё слабее. Владельцы сокращают численность поголовья. Из-за недостаточного рациона питания, молодняк выращивается более мелкокостным, слабым. У кобыл рождается меньше жеребят, чем при обильном питании с кормовыми добавками.

Раньше лошадей успешно разводили на 5 конезаводах, дополнительно в 22 филиалах. Там содержали больше, чем 1000 голов первоклассных маток. А сейчас племенных производителей меньше раза в 3,5. Владельцы не имеют возможности платить высокую зарплату обслуживающему персоналу. Мало кто соглашается работать за двоих в таких условиях. Не хватает кадров. Владельцы, любящие питомцев, когда не хватает рук, ухаживают за ними наряду с обслуживающим персоналом.

Но энтузиасты продолжают племенную деятельность, стараются сохранить, передать потомкам эту самобытную породу тяжеловозов. Руководство заводов находит спонсоров, желающих помочь, ведёт параллельно другой бизнес, который помогает заводам держаться на плаву. За счёт этого, есть возможность давать лошадям лучшие корма. Руководствуясь стандартами, обеспечивать всем необходимым.

К группе небольших тяжеловозов относится русская тяжеловозная порода. Её успешно используют в фермерских, частных хозяйствах, как рабочую и племенную. Выращивают, как помощника, так и на мясо, для производства кумыса, сыра, детского питания и т. п.

Описание породы лошадей породы русский тяжеловоз

Отечественная порода тяжелоупряжных лошадей выведена в прошлом веке. Русский тяжеловоз славится своей неприхотливостью и работоспособностью. Имея сравнительно небольшие размеры, животные способны перевозить грузы массой в несколько тонн.

Происхождение

В становлении лошадей породы русский тяжеловоз были задействованы отечественные и зарубежные животные. В основу легли французские тяжелоупряжные гиганты — ардены, которых завозили в Россию в конце 19 века. Жеребцов скрещивали с кобылами першеронами и аборигенными крупными особями.

Для придания потомству энергичности, скорости и чтобы «подсушить» конституцию, в селекцию были включены орловские рысаки. В результате такого прилития свежей крови русский тяжеловоз может использоваться не только для работы в упряжке, но и для верховой езды. Несмотря на массивность и короткие конечности, у него довольно резвая рысь.

Читайте также:
Ацтекская порода лошади: описание, фото и характеристика

Зарегистрирована родословная в 1952 году.

Общая характеристика

Животные русской тяжеловозной породы имеют крепкое и гармоничное сложение, компактные размеры. Внутри разновидности различают легкий тип животных (с более сухим телосложением и длинными ногами) и тяжелый тип (более мускулистый).

Лошади обладают выносливостью и силой, поразительной для их низкого роста. На ипподромных испытаниях тяжеловозов представитель породы протащил воз с грузом в 1,5 т на расстояние в 2 км за 5 минут.

Экстерьер

Кони имеют прямоугольный корпус на коротких ногах. Спина длинная и прямая (допускается небольшой провис), с выпуклой поясницей. Круп свислый, раздвоенный. Холка низкая. Ноги крепкие, сухие. У лошадей русской породы тяжеловозов широкие копыта, бабки покрыты густой шерстью, наполовину закрывающей копыто.

Голова легкая, с широким лбом и прямым или «щучьим» профилем. Уши маленькие. Шея короткая, широкая и мускулистая. Постановка головы низкая по отношению к холке, тяжеловоз как будто вытягивает шею вперед.

  • высота в холке взрослого жеребца составляет 147–150 см, кобылы — 145 см;
  • косая длина корпуса — 155 см;
  • обхват груди — 185 см;
  • обхват пясти — 23–25 см.

Живой вес русского тяжеловоза составляет 520–580 кг. Распространенные масти: рыжая, рыже-чалая, гнедая, соловая.

Животные скороспелы — половая зрелость наступает в 2 года. Кобылы отличаются высокой молочностью — до 3 т молока за лактацию.

Характер

Лошади русские тяжеловозы отличаются добронравием, послушанием и уравновешенной психикой. Они легко обучаемы и настроены на взаимодействие с человеком. Обладают врожденным любопытством и легко привыкают к смене условий содержания.

Темперамент у коней энергичный. Лошади, запряженные в повозку, передвигаются бодрой рысью. Верховому всаднику не составит труда поднять коня в галоп, что не характерно для тяжелоупряжных разновидностей.

Достоинства и недостатки

Основные характеристики породы являются ее главными плюсами:

  • неприхотливость в содержании и кормлении;
  • добронравие в сочетании с энергичностью;
  • отличные рабочие качества;
  • высокая молочность кобылиц.

К недостаткам коневоды относят малый рост животных, что ограничивает использование лошадей в работе под седлом.

Применение

До развития малой механизации на селе русских тяжелоупряжных коней успешно привлекали к сельскохозяйственным работам (вспашке, боронованию, сенокосу) и перевозке грузов. На крупных молочных фермах было экономически оправдано использовать лошадей на подвозе кормов и воды, уборке навоза. Благодаря покладистому характеру кони быстро обучаются работе и не доставляют хлопот.

Тяжеловозы отличаются хорошими мясными качествами. Жеребцов этой породы используют для скрещивания с беспородными или малоценными породными (якутскими) кобылами для получения поместного крупного молодняка.

Кобылиц доят, из молока производят ценный кисломолочный напиток — кумыс.

В конном туризме и прокате небольшие крепкие и покладистые лошадки неизменно пользуются спросом для катания детей и начинающих конников.

Содержание и разведение

Никаких особенностей содержания, присущих этой породе, не существует. Русские тяжеловозы неприхотливы и способны адаптироваться к любым условиям.

Для мясного и молочного использования лошадей содержат табунами, практически под открытым небом. Для защиты от непогоды сооружают навесы с тремя стенами или возводят ангары. Русские тяжеловозы отлично переносят холод, при наличии достаточного количества сена не мерзнут. На зиму животные обрастают густой и плотной шерстью.

Рабочим лошадям строят сараи и конюшни из недорогих доступных материалов (дерево, пеноблоки). Каждая особь содержится в отдельном деннике, размером 3 на 3 м или 3 на 4 м. Около конюшни необходимо оборудовать выгул, чтобы конь большую часть суток мог находиться на свежем воздухе.

Корм животному необходим простой и сытный. Благодаря небольшим размерам прокормить лошадь несложно. Примерный суточный рацион взрослого коня, находящегося на работе средней тяжести:

  • сено бобово-злаковое — 15–17 кг;
  • овес и ячмень, плющенные или дробленые, — 3–4 кг;
  • морковь — 2–3 кг.

Часть сена допускается заменять овсяной или ячменной соломой. Для лучшего поедания ее измельчают на кусочки размером 3–5 см и запаривают горячей водой. В деннике в свободном доступе должен находиться соль-лизунец.

Ежедневный уход за лошадью состоит в чистке шерсти и копыт, расчесывании гривы. Подковывать необходимо лишь особей, занятых на перевозке грузов по твердым поверхностям.

Читайте также:
Порода лошади Русский рысак: фото, экстерьер, характеристики и описание

Половой зрелости русские тяжеловозы достигают в 2 года. В это время животных можно отводить на случку. Кобыла вынашивает жеребенка 11 месяцев.

Как правило, роды у русских тяжеловозов проходят быстро и без осложнений. Молока у матки хватает не только для выкармливания собственного жеребенка, ее можно доить. Для успешной дойки лошадь должна доверять дояру и не бояться его. В день за 4–5 доек от одной кобылы можно получить до 7–8 л ценного молока.

Жеребята быстро растут, набирая вес на молоке и подножном корме на выпасе. После 6 месяцев их отнимают от маток и переводят на взрослый рацион. Отмечено, что при табунном содержании на свободном выпасе молодняк набирает вес почти так же интенсивно, как и при конюшенном содержании и кормлении концентратами (зерном).

Порода русский тяжеловоз и по сей день интенсивно используется в сельском хозяйстве и туризме. Чистокровных лошадей содержат в 22 хозяйствах нашей страны. Самым перспективным направлением в использовании породных животных признано молочное коневодство.

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз – стандарт породы

Ориентировочная цена: от 150000 руб. до 300000 руб.

Активность:

  • Продолжительность жизни: 20-25 лет

    Высота: 148-150 см

    * Сайт ilike.pet не осуществляет продажу животных

    • Описание
    • Стандарты породы
    • Особенности содержания
    • Кормление
    • Разведение
    • Заболевания
    • Подробнее
    • Содержание и уход
    • Рацион
    • Разведение и размножение
    • Болезни
    • История породы

    Содержание и уход

    Рацион

    Разведение и размножение

    Болезни

    • Колики
    • экзема
    • мокрец
    • сибирская язва
    • бешенство
    • оспа
    • ботулизм
    • туберкулез
    • столбняк
    • лептоспироз
    • случная болезнь
    • ламинит
    • ревматическое воспаление копыт
    • стригущий лишай
    • грипп
    • азоторея
    • мыт
    • чесотка
    • дождевая короста
    • ХОБЛ

    История породы

    Порода русских тяжеловозов создавалась целенаправленно для нужд сельского хозяйства. Во второй половине XIX века в Россию были завезены бельгийские ардены, которых стали улучшать и приспосабливать к суровым русским условиям. Для этого их скрещивали с русскими упряжными (в частности, с орловским рысаком), першеронами и брабансонами. Целью была сухая, некрупная и неприхотливая в уходе лошадь, обладающая достаточной резвостью на медленных аллюрах, способная рысить продолжительное время, а также питаться скудным кормом и при этом чувствовать себя хорошо в окружающей среде. Селекцией занималась в основном Петровская Академия.

    В России эта порода быстро приобретала популярность и распространилась по многих хозяйствам и конезаводам. На Парижской выставке в 1900 году русские ардены завоевали заслуженные почет и уважение, а жеребец Каравай бурой масти даже получил золотую медаль как самый ценный представитель Хреновского завода.

    Первая и Вторая мировые войны практически уничтожили породу: их оставалось меньше сотни. Однако энтузиасты сумели сохранить и восстановить почти сведенное на нет поголовье этих богатырские коней. И в 1952 порода «русский тяжеловоз» была официально зарегистрирована.

    Лошади этой породы славятся нетребовательностью к кормам, скороспелостью, крепким здоровьем и высокой производительностью.

    По характеру русские тяжеловозы уравновешены и добродушны, но достаточно энергичны и подвижны для своего телосложения. Сегодня они используются в основном в сельском хозяйстве и на мясо-молочном производстве. Также нередко эти лошади служат для улучшения других пород. Некоторые любители и ценители русских тяжеловозов заводят их просто для себя и ездят на них верхом или в упряжи в леса и поля, а также катают на них других. Благодаря спокойному и благодушному отношению к людям эта порода достаточно безопасна даже для детей и новичков.

    Сегодня выделяют две ветви русского тяжеловоза – уральский и украинский.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: