Как научить лошадь пиаффе: в руках, для всадников, варианты обучения

Как научить лошадь пиаффе: в руках, для всадников, варианты обучения

Глава 4. Пиаффе

Пиаффе-шаг

Пиаффе-шаг отличается от обыкновенного шага тем, что, идя им, лошадь ставит ноги по диагонали, но, в отличие от рыси, – без моментов подвисания.

Упражнять в этом аллюре лошадь следует, когда движения на собранной рыси приобретут четкость и будут отрывистыми.

При движении пиаффе-шагом всадник ведет лошадь в сильном сборе, работая шенкелями поочередно, как на испанском шаге, но более часто, и прикладывая шенкель в момент опускания односторонней с ним ноги (передней), следя за тем, чтобы в момент этого движения поднималась и односторонняя задняя нога, то есть чтобы движение было строго диагонально и отчетливо.

Усиление действия шенкелей при выдержке поводьев приведет к пиаффированию. Выработать это движение можно только при очень точном и согласованном действии шенкелей с движением ног лошади. Трудность пиаффе-шага, несмотря на кажущуюся простоту, заключается в том, что подъем диагонали без подвисания значительно труднее. Иногда лошади легче перейти в рысь или даже в пассаж, чем держаться на этом шаге.

Пиаффе-шаг можно назвать скорее упражнением, чем аллюром, способствующим исполнению манежных движений, на которые требуется активная работа задних конечностей. Кроме того, такой шаг служит хорошей подготовкой для пиаффе (рис. 32).

При выработке пиаффе-шага могут быть допущены ошибки:

  1. Беспрерывной работой шенкелей всадник так разгонит лошадь, что она начинает частить.
  2. Не чувствуя движений ног лошади, всадник принял движения стороны за движения диагонали, и лошадь пошла иноходью, от чего отучить ее становится делом трудным и продолжительным.

Пиаффе

Можно наблюдать, как лошадь, будучи привязана или сдерживаемая поводьями, желая устремиться вперед, нетерпеливо перебирает ногами на месте, топчется. С возрастанием нетерпения это топтание становится более медленным, и слышен звук ударов копыт о землю. Лошадь переступает с одной диагонали на другую, оставаясь на месте. Это естественное пиаффе вызывается, с одной стороны, нетерпением и стремлением вперед самой лошади, а с другой стороны, удерживанием ее на месте поводьями. Это обстоятельство и было использовано нашими предшественниками для обучения лошадей пиаффе, а именно, были изобретены пиляры, которые имели одно назначение – удерживать лошадь на месте. И наездник, действуя хлыстом, побуждал лошадь к исполнению пиаффе.

Пиаффе, как известно,- движение рысью на месте при высоком подъеме ног и медленном темпе, при котором ноги сильно согнуты в суставах (рис. 32). Задние ноги лошади несут большую часть всей тяжести, а передние дают только легкую опору. При высоко поставленной передней части круп лошади опущен вследствие сильного сгибания всех суставов задних ног. Поясница поднимается дугообразно. Чем энергичнее отталкиваются ноги лошади от земли и чем выше они поднимаются и чем меньше при этом движении корпуса лошади, тем совершеннее пиаффе.


Рис. 32. Пиаффе

При идеальном цирковом пиаффе лошадь поднимает переднюю ногу так высоко, что предплечья становятся горизонтальными, а заднюю так, что копыто достигает половины плюсны другой ноги. Лошадь при этом находится в хорошем сборе. Стремясь все время к движению вперед, она на каждом темпе должна отжевывать удило, оставаясь на месте, так, чтобы копыта ставились след в след. В прежние времена пиаффе было очень распространено как школьное движение, и при выездке лошадей обучали пиаффе как усовершенствованию рыси еще до обучения галопу. Его также применяли как средство для исправления лошадей, не гнущих на рыси конечности, и для лошадей с так называемым волочащимся ходом. Действительно, пиаффе наилучшим образом уравновешивает лошадь. Тогда же учителя применяли пиаффе и для обучения своих учеников эластичности посадки. Учеников сажали на хорошо пиаффирующую лошадь (в пилярах) и требовали, чтобы без повода (держа руки на бедрах) и без стремян они сидели спокойно и мягко, доверчиво отдаваясь движениям лошади. И действительно, поднимающие и опускающие движения лошади на пиаффе при всей их энергии так легки, что связь всадника с седлом ни на один момент не ослабляется, и это вырабатывает чувство ритма и пластичности, ощущение уверенности и непринужденности посадки, что составляет основу хорошей езды.

Обучение пиаффе путем укорачивания пассажа

Кажется вполне логичным, что, укорачивая с каждым уроком пассаж, можно добиться его исполнения на месте, то есть пиаффировать. Но это возможно при условии, если лошадь идет пассажем легко, сильно сгибая своп конечности. Только такой пассаж усилением шенкелей и подталкиванием лошади шпорами в темп движения всадник может сократить до пиаффе. При сокращении пассажа все время подталкиваемая шпорами лошадь будет нарушать контакт повода усиленным сбором и желанием встать за поводом, спрятаться за него. Этим обстоятельством и должен воспользоваться всадник, так как в эти моменты лошадь двигается наиболее короткими и высокими шагами пассажа, близкими к пиаффе. Однако это нарушение контакта не должно быть продолжительным, и всадник в любой момент должен уметь восстановить его. Задача наездника – вести лошадь в таком точном равновесии, чтобы ода, собираясь, была на грани положения за поводом, но не шла бы за ним.

Хорошей подготовкой для пиаффе служат боковые движения на пассаже, и самым выгодным моментом их следует считать переход от бокового движения в одну сторону к боковому движению в другую. В этот момент равновесие лошади так неустойчиво, что малейшая задержка вызывает движение на месте.

Обучение пиаффе с шага

Если лошадь не обучена пассажу, то научить ее пиаффе можно и с места и с шага. Лучше предварительно поставить лошадь на пиаффе-шаг (рис. 33).


Рис. 33. Обучение пиаффе с шага

Всадник, ведя лошадь пиаффе-шагом, пробует отступать вправо или влево от прямой линии. Особенную точность ощущений дает переход от движения влево к движению вправо и наоборот. В эти моменты всадник прибегает к большей полуодержке, не прекращая работы шенкелей и не давая лошади прекратить движения пассажа. На каждой такой полуодержке (когда лошадь, замедлив движение, не прекратила работать ногами), всадник гладит и ласкает лошадь. Он терпеливо доводит эти полуодержки до пиаффе, на котором работа шенкелей не замирает, а побуждает лошадь все к новым и новым отталкиваниям. Полученное таким образом пиаффе вначале, быть может, не будет иметь воздушности и шаги его будут несколько вязнущие. Остается в дальнейшем оживить их с помощью шпор * .

Читайте также:
Виды седла для лошади: назначение, отличия, строевые, казачьи, спортивные и скаковые

* ( Обучать лошадей пиаффе можно также при помощи пиляр. Подробно об этом в девятой главе.)

О действии шенкелей и поводье в придвижении лошади пиаффе

Разница в помощи шенкелей на пиаффе по сравнению с пассажем заключается в том, что на пассаже шенкель прикладывают к боку лошади в момент приподнимания, а на пиаффе – в момент опускания односторонней с ним задней ноги лошади. Таким образом, задняя нога лошади на пиаффе, опускаясь на землю и наталкиваясь боком этой же стороны на шенкель, как бы сама подстегивает себя. Учащенное действие шенкелей вызывает и более учащенные шаги лошади на пиаффе.

Умение держать повод на пиаффе заключается в том, чтобы вести лошадь в таком точном равновесии, при котором она находилась бы на грани положения “за поводом”, но не встала бы за него. Совершенствуя пиаффе, наездник в первую очередь совершенствует точность опоры лошади на повод, без чего немыслима и точная работа ног.

Легкость повода и стремление лошади к постоянному упору на него легче всего исправят все недостатки в движениях. Вначале не следует гнаться за высотой движений, а лучше добиваться ровного темпа и чистоты его.

Ошибки, встречаемые при исполнении пиаффе

Частое, торопливое пиаффе без достаточного подъема ног

Этот вид пиаффе доступен каждой лошади. Исполняя его, лошадь почти не поднимает диагонально расположенные ноги, а только намечает движение, иногда даже не отделяя от земли зацепов копыт. В начале обучения каждое пиаффе бывает частым, и дело дрессировщика – добиться постепенно более редких темпов, как и при выработке рыси. Пиаффируя, лошадь часто выказывает свое нетерпение, следовательно, импульс энергии уже есть, и наезднику остается только пользоваться ею и направлять ее. Это значительно лучше, чем если мы имеем дело с вялой, ежесекундно желающей остановиться лошадью, требующей побуждения при каждом шаге.

Совершенно напрасны старания некоторых дрессировщиков с первых же уроков пиаффе получить высокие и редкие темпы. Ведь трудность исполнения лошадью пиаффе заключается в удержании равновесия, находясь на одной диагонали. Вполне понятно, что только постепенными упражнениями она может быть приучена к медленному пиаффе, когда хорошо уравновесится в этом новом для нее движении. Добиться редкого пиаффе с выдержкой в воздухе диагонально расположенных ног можно при глубокой спокойной посадке на балансе, нерезком посыле шпор и при спокойном прикладывании шенкеля к боку лошади в момент опускания ее бедра.

Лошадь слишком подводит задние ноги и недостаточно активно работает ими

Некоторые лошади при пиаффе высоко и ритмично поднимают и опускают передние ноги, задние же ноги так далеко подводят под корпус, что они не в состоянии отделяться от земли. Чем настойчивее наездник требует шенкелями работы задних ног, тем больше опоры на них ищет лошадь и тем слабее становятся пружины задних ног. К такому пиаффе будут склонны лошади, имеющие слишком раскрытые углы скакательных суставов (саблистые), и лошади, имеющие утрированные движения рысью с высоким поставом передней части (идущие высоко на прямых несогнутых задних ногах).

Для того чтобы возбудить энергию задних ног и придать крупу большую подвижность, надо чаще упражнять лошадь в откидывании задней части то в одну, то в другую сторону, держа ее больше в равновесии на центре. Так как лошадь от действия шенкелей уже привыкла сильно подводить под центр задние ноги, то энергия шенкелей не должна переходить за пределы. Все свое внимание дрессировщик должен сосредоточить на работе задних ног лошади и немедленно поощрять сглаживанием малейшее их оживление от шенкеля или шпоры. При исполнении пиаффе на лошади с таким недостатком сначала следует пройти тротом в два следа то в одну, то в другую сторону, а само пиаффе делать с некоторым движением вперед. Как только замечают, что задние ноги перестают работать, лошадь заставляют идти в два следа. Итак, лучшим моментом для пиаффе будет использование перехода от бокового движения в одну сторону к боковому движению в другую сторону. Пусть первые темпы пиаффе будут несколько балансирующими, это не беда, лишь бы движение задних ног не угасло. При работе таких лошадей пилярные поводья привязываются к столбам ниже и короче, чтобы дать больше свободы задним ногам и ограничить движения передних ног. При работе такой лошади “в руках” не следует ставить за ней помощника-бичевого, а лучше самому тушировать в обратном направлении, то есть с передней части корпуса на заднюю, не позволяя ей делать задними ногами длинных шагов.

Лошадь недостаточно высоко поднимает передние ноги, высоко бросая задними

Это искажение пиаффе опасно тем, что лошадь склонна встать за поводом. Особенно опасно с лошадьми сильными и упрямыми от природы.

Исправляя этот недостаток, следует посылать лошадь исключительно вперед, с некоторым переносом тяжести назад. Чтобы заставить лошадь выше поднимать передние ноги, прибегают к тушированию. А для большей подвижности передних ног приходится применять балансирование, перенося тяжесть с одной стороны передней части на другую и обратно, что облегчает подъем передних ног лошади. Полезна также работа на развязках или в пилярах.

Читайте также:
Виды спортивных седел: выездкового, конкурного, троеборного, скакового и учебного
Лошадь раскачивает задней частью корпуса

Желая уклониться от полного сгибания задних ног при исполнении пиаффе, лошадь прибегает к отступанию в стороны задними ногами. Такое отступание, если вместе с этим лошадь производит раскачивание корпусом, подобно маятнику, еще в большей степени облегчает ее работу. Раскачивания корпусом у разных лошадей различны. Одна лошадь уклоняет свой корпус в сторону поднятой задней ноги; к этому раскачивающему пиаффе склонны лошади, имеющие слабые спину и круп. Исправлять этот недостаток следует, прежде всего, продолжительной гимнастикой, укрепляющей мускулатуру, спокойной посадкой с одновременным посылом обоими шенкелями или шпорами.

Другой вид раскачивающегося в стороны пиаффе, при котором опускающаяся задняя нога ставится в сторону, составляет самую большую ошибку в пиаффе. Тут не может быть и речи о настоящем сгибании суставов задних ног, так как нога ступает не по центру, а в сторону. К такому неправильному пиаффе особенно предрасположены лошади, от природы отличающиеся волочащимся, шатким и вялым движением задних ног. Исправление этого недостатка часто бывает делом не только трудным, но и безрезультатным. Однако и здесь разумная гимнастика может помочь делу. Основная задача в данном случае – препятствовать задним ногам ступать в стороны. Как подготовительное упражнение для этого будет движение в два следа, производимое лучше “в руках”, при котором дрессировщик, обращая все внимание на задние ноги лошади, следит за тем, чтобы правая задняя нога все время переступала через переднюю. Работу на пиаффе надо производить в непосредственной близости от барьера, чтобы он был препятствием для отставления ноги в сторону. Очевидно, эту работу надо производить поочередно на обе стороны. Работая у барьера, дрессировщик дает лошади легкое постановление внутрь манежа и, одновременно действуя левой шпорой и уклоном своего корпуса в эту же сторону, заставляет лошадь подать левую заднюю ногу ближе к правой ноге, движения которой в свою очередь ограничены барьером. Эта работа смягчает лошадь, вырабатывает гибкость в боках и суставах задних ног.

Лошадь при исполнении пиаффе раскачивает передней частью корпуса

Если приходится иметь дело с лошадью, имеющей от природы тяжелую массивную переднюю часть с широкой грудью, то при работе такой лошади на пиаффе неминуемо раскачивание передней частью. Это происходит потому, что лошадь с широко поставленными передними ногами обычно тяжело держится на одной диагонали (основное условие пиаффе), и стремится перенести всю тяжесть своей головы и шеи на стоящие на земле ноги – это одна из причин раскачивания. Другая причина заключается в том, что для подъема предплечья и сгибания запястного сустава у такой лошади недостаточно работы только мышц плеча, и она усиливает их шейной мышцей той же стороны, что ей легче всего сделать, наклоняя голову и шею в противоположную поднятой ноге сторону. Очевидно, этот природный недостаток нельзя исправить, и наезднику остается только сгладить впечатление тяжеловесности, а не усиливать его, как это часто делается в цирке.

Лошадь при исполнении пиаффе ставит ноги одной диагонали вперед, а ноги другой – немного назад

Причиной такого неправильного исполнения может быть или укоренившаяся привычка лошади, идущая от несогласованного воздействия шенкелей и поводьев всадника, или же болезненное состояние ног лошади.

Привычка, как известно, очень легко укореняется в памяти лошади. Может быть, в начале обучения пиаффе лошадь сделала совершенно случайно два-три таких неправильных движения. Наездник мог не заметить этой ошибки и поощрить лошадь, и она вошла у нее в привычку. Несогласованность работы шенкелей и поводьев всадника также может породить этот дефект, если на одной диагонали он ее больше задерживает или посылает, чем на другой.

Если причиной неправильного движения является физический недостаток, то какая-либо одна нога лошади (обычно задняя) недостаточно сгибается, не может так далеко подступать под центр лошади и, следовательно, не может так далеко выдвигать противоположную ей переднюю ногу. В данном случае без лечения искоренить этот недостаток полностью невозможно, однако он может быть до некоторой степени сглажен, если при пиаффировании требовать от лошади меньшего сбора, а само пиаффе сделать более частым.

Для исправления этого недостатка под седлом следует посылать лошадь в тот момент, когда ноги отстающей диагонали готовятся ступить на землю, и наоборот, осаживать поводьями в момент наступания ног опережающей диагонали. Теоретически это логично, но на практике очень трудно уловить такие моменты, так как промежутки между ними очень коротки и далеко не каждый дрессировщик может ощущать неправильное подступание задних ног лошади. Значительную помощь тут может оказать зеркало. Гораздо легче учить лошадь правильному пиаффе без всадника. Для этого мундштучные поводья подтягиваются на шею лошади, а дрессировщик с помощником становятся по бокам лошади, держа ее свободно на развязных поводьях. Лучше надеть поверх оголовья капцунг и держать за два пристегнутых к нему повода. Наездник становится с той стороны лошади, с которой диагональ больше выступает вперед. Когда лошадь начнет в таком положении выполнять свое искаженное пиаффе, то наезднику будут видны все ошибки ее движений. Исправляя их, он туширует хлыстом обращенную к барьеру отстающую заднюю ногу и, действуя поводом своей стороны, удерживает диагональ, которая выдвигается вперед. Помощник же, стоя с другой стороны, туширует спереди другую заднюю ногу в тот момент, когда она хочет выдвинуться вперед. Следует сказать, что подобная работа требует большой согласованности двух людей, терпения и спокойствия. Наездник должен поймать момент, когда лошадь сделает два-три правильных шага, прекратить работу, огладить и поощрить лошадь.

Читайте также:
Самая быстрая лошадь в мире: порода, фото, характеристика, параметры
Лошадь от действия шпоры отбивает задней ногой

При внимательном наблюдении можно видеть, что отбивать лошадь может двояко: вперед в направлении действующей шпоры или ударом назад отставляя ногу в сторону. В первом случае она злобно реагирует на шпору, во втором мы имеем дело с физическим недостатком ноги, затрудняющим ее сгибание.

Чтобы отучить лошадь отбивать, надо приучить ее к шпоре постепенно, и если к началу обучения пиаффе дефект не устранен, то это следует считать большим недостатком подготовки. Еще до пиаффе сбор лошади должен быть усовершенствован, что невозможно сделать, не приучив лошадь к шпоре. Если лошадь была “зашпорена”, то на некоторое время лучше совсем снять шпоры.

Однако чтобы убедиться в причине отбивания лошади, следует практиковать работу на пиаффе “в руках” (как говорилось ранее). Если при работе в руках лошадь, работая нормально, не пытается отбить, значит, дело не в состоянии лошади, а в резкости действия шпорой. Если же ноги лошади вполне здоровы и отбивание ногой вошло в привычку, то бывает полезно, поставив позади лошади опытного помощника, сильным ударом хлыста не дать ей отбить. Это грубое воздействие иногда приводит к результатам.

Далеко не каждая лошадь способна исполнять медленное пиаффе. Наиболее способными к пиаффированию оказываются лошади, имеющие высоко поставленную, не отягощенную переднюю часть, не длинные предплечья, высоко расположенные запястья, сильный подвижный круп и поясницу, сильные бедра и скакательные суставы, которые не должны быть очень раскрытыми.

Как научить лошадь пиаффе: в руках, для всадников, варианты обучения

Пошаговая инструкция обучения элементу.

В древние времена Пиаффе начинали обучать совсем молодую и не опытную лошадь еще с рыси, для лучшего её уравновешивания, перед началом обучения галопу. Это считалось одним из базовых обучающих школьных упражнений, в чем наши предшественники, возможно, были и правы.

Далее, Пиаффе и Пассаж считались исключительно элементами высшей школы и работа над этими элементами начиналась с подготовленной лошадью более старшего возраста со сформировавшейся мускулатурой. Основной из причин этого является большая нагрузка на суставы, связки ног, а так же мышцы спины и крупа.

Все элементы высшей школы являются естественными для лошади в природе, но искусственно усилены и дополнены, что требует от лошади специальной подготовки.

Но в последнее время все больше тренеров начинают использовать эти элементы и в подготовке молодой лошади, как развивающие гимнастические упражнения в строго дозированной форме, что помогает к определенному моменту уже иметь лошадь знакомую с основами этих сложных элементов и подготовленную психологически и физически, уже с наработанным равновесием, что сильно облегчает, ускоряет и делает освоение сложных элементов более комфортным и естественным.

Ранее использовали различные способы обучения Пиаффе, в зависимости от темперамента лошади и предпочтений и знаний тренера. Но сейчас в Европе используется очень доступный и простой способ обучения данному элементу. И начинается он с работы в руках. Ниже будут представлены несколько различных видео, т.к. лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. К тому же, в наше время высоких технологий, у нас появилась возможность обучаться онлайн у лучших мастеров мира .

Начинать обучение Пиаффе можно с лошадью, которая уже прошла тренинг и освоила осаживание. Перед обучением лошадь должна быть хорошо размята и достаточно спокойна.

На что стоит обратить особое внимание в начале обучения? Это прямолинейность движений, не закрепощенные затылок и шея, изящно согнутая и опущенная вниз, не должно быть излишней нервозности лошади. Главное, не перегрузить лошадь психически и физически. Даже после успешного обучения молодая лошадь может делать не более 2-3 темпов Пиаффе (примерно столько она делает в природе без вреда для здоровья) один раз в одну-две недели в зависимости от физической подготовки лошади. У вас будет достаточно времени для оттачивания данного элемента в течении нескольких лет, так что не стоит торопиться. Главные задачи: научить лошадь правильно делать движения, наработать правильный мышечный корсет для данного элемента, развить равновесие и не вызвать нервозности и неприязни.

Итак, лошадь ставится ровно вдоль длинной стенки манежа. Учить данный элемент можно, как на капцунге (особенно хорошо подойдет для работающих мягкими методиками, т.к легко перевести элемент на кордео), так и уздечке, оголовье и даже недоуздке – выбирается индивидуально для каждой лошади. Также вам понадобиться длинный хлыст для работы в руках, обычно его длинна 150 см. Начинаем с постава головы, лошадь не должна задирать голову, чем свободнее и изящнее будет сгибание в затылке и шеи, тем лучше. Задние ноги не должны быть отставлены назад, но на первых шагах обучения достаточно их ровной постановки под корпусом лошади. В процессе обучения лошадь сама их будет сдвигать ближе под корпус, опуская круп и округляя спину.

Упражнение начинается с тушевания (легкого касания) хлыстом одной из ног лошади. Нужно следить за поставом головы и правильном поднимании ноги. Оно должно быть прямолинейным вдоль корпуса лошади со сгибом под живот на уровне ребер, избегайте движений и перекосов в бок и подскоков на прямой ноге. Очень важно хвалить лошадь голосом, т.к. она изначально не знает, что от нее требуется и самая сложная задача – объяснить ей это. На первых порах ваш тембр голоса будет отличной подсказкой и помощником. Но не давайте лакомство во время обучения, т.к. данный элемент требует максимального равновесия и прямолинейности. Угостить лошадь можно только после работы (выхода из элемента).

Читайте также:
Как выбрать хомут для лошади, правила, фото и таблица замеров

Ранее считалось, что правильное Пиаффе, должно быть приближенно к естественному и быть достаточно отчетливым, но не высоким, подъем задней ноги примерно до середины путового сустава стоящей ноги или даже до верхней точки копыта стоящей ноги, передняя нога несколько выше путового сустава, но выход предплечья имел косой угол по отношению к плечу.

Но выездка была для зрителей менее привлекательной, чем конкур. Поэтому, сначала к элементам добавили музыкальное сопровождение, а с ростом технологий появилась возможность писать музыку индивидуально для каждую лошадь. Но все же такой дорогостоящий спорт терял зрителей и популярность.

Поэтому его решили сделать более зрелищным за счет интенсивных и высоких движений. Появились лошади более высокого уровня, благодаря селекционерам были выведены линии имеющие наиболее эффектные и высокие движения с идеальным экстерьером для выездки. И усилия не прошли даром. За 4 года были поставлены несколько мировых рекордов, лошади начали вызывать восхищение и восторг. Повысились рейтинги популярности, цены на перспективных выездковых лошадей взлетели.

Теперь Пиаффе допускает высоту передних ног до скакательного сустава стоящей ноги и даже чуть выше, ведущая нога имеет выход предплечья на уровне плеча под прямым углом, подъем задних ног уже несколько выше уровня путового сустава стоящей ноги.

Вернемся к обучению. Далее добиваемся хорошо ответа на тушевание всех 4 ног. Это может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Постепенно требуем от лошади большего подвода задних ног под корпус. Этого можно добиться ровным осаживанием на один-два шага. Внимательно следим за поставом шеи. Не делайте это силой, добейтесь мягкого ответа на воздействие руки и мягкого удержания нужного постава головы и шеи. Постав головы тоже корректируем выше, в идеале затылок должен стать высшей точкой силуэта элемента.

Пассаж и Пиаффе. (чтоб избежать перенапряжения мышц, можно периодически давать продвигаться лошади вперед на Пассаж, но для неподготовленной или молодой лошади не более 2- 3 темпов, потом лучше пошагать несколько кругов в руках).

Когда лошадь научится отвечать на малейшее тушевание и начнет поднимать несколько ног вместе и делать попытки темпов рыси на месте (а высокая собранная рысь на месте с четким выносом конечностей и подвисанием – это и есть Пиаффе), то нужно перенести воздействие тушевания в одну точку, это может быть низ живота, либо область задних ног в районе изгиба сзади. Далее чередуем продвижение собранной короткой рысью с остановками с тушеванием. Многие тренера при этом сами гарцуют в такт лошади. Любое действие голоса и движений хороши, если они понятны лошади и действуют на закрепление рефлекса при правильной работе.

Также не плохо чередовать работу в руках с работой на вожжах.

В последствии тушевание доводим до самой высокой точки крупа, как показано на видео. Когда лошадь будет легко делать Пиаффе при воздействии на эту точку или в районе бока (откуда удобно воздействовать из седла), можно переходить на обучение под седлом. Еще один огромный плюс работы в руках состоит в том, что лошадь уже имеет основной мышечный корсет и ей легче будет нести нагрузку под весом всадника.

Еще одно видео, для большей наглядности, также можно увидеть упражнение в руках для подведения и активной работы зада лошади.

Далее работа идет с помощником. Продолжение следует.

Еще один веселый и оригинальный способ обучения)))

Еще одна интересная методика обучения Пассажу

Самоучитель: Воздушная гимнастика // ЗМ № 2/2007

Сегодня мы рассмотрим самые эффектные, но и самые сложные элементы выездки – пассаж и пиаффе. Эти элементы характеризуют высшую школу верховой езды и входят в программы Больших езд – Большой приз, Переездка Большого приза, КЮР Большого приза.

Когда приступать к обучению лошади пассажу и пиаффе? И что же делать раньше? Я думаю, что многочисленная литература по этой теме не даст однозначный ответ. Конечно же, все зависит от индивидуальных особенностей Вашей лошади.
Как можно описать пассаж и пиаффе? Естественны ли эти движения для лошади или нет?
Многие видели, что в леваде – на свободе, или на корде – лошади, пугаясь чего-либо (или просто играя), двигаются высокой рысью с фазой подвисания, как бы задерживаясь в воздухе. Это похоже на пассаж. И часто мы видим перевозбужденную лошадь, поднимающую диагонально ноги в ритме рыси на месте, – это похоже на пиаффе.
Пассаж и пиаффе – достаточно естественные для лошади движения, но выполняются они на свободе почти всегда в состоянии возбуждения. Одной из задач всадника при обучении пассажу и пиаффе является умение использовать внутреннюю энергию лошади, умение управлять ею, не мешая лошади двигаться вперед и вверх, точно координируя ее действия и поддерживая мягкий контакт со ртом лошади. Качество пассажа зависит от строения лошади, ее физической готовности, умения работать мышцами спины и шеи и переносить свой вес на задние ноги – подсаживаться на зад.
Пути обучения лошади пассажу и пиаффе бывают разные. Методические приемы отработки пассажа – с шага, с рыси, в руках. Пиаффе, как правило, отрабатывается путем сокращения пассажа в руках с шага, с рыси.

Вперед и вверх

Итак, пассаж – это энергичная собранная рысь с высоким равномерным выносом конечностей, характеризующаяся плавностью и ритмичностью (каденцией), четко выраженной фазой подвисания. Диагональ, находящаяся в воздухе, немного задерживается, а предплечье ноги, находящейся в воздухе, приближается к горизонтали (в момент подвисания), пясть идет по вертикали, бабки в суставе согнуты. Движения нерезкие, грациозные и выполняются в четком ритме. Задние ноги должны быть подведены под корпус и энергично отталкиваться от земли. Лошадь должна быть полностью раскрепощена и выпрямлена, округлена в затылке. Чтобы выполнить пассаж, она должна быть в высшей степени сбора, идти с приподнятой шеей, в мягком контакте с рукой всадника. Главная задача научить лошадь продвигаться вперед, сохранять каденцию, равновесие и легкий упор в повод.
Если при обучении всадник выберет слишком медленный темп, лошади будет трудно толкаться задними ногами. Можно попробовать переводить лошадь с прибавленной рыси на собранную рысь, добиваясь, чтобы она продолжала усиленно работать мышцами-разгибателями, постепенно подводя задние ноги под корпус.
Добиться подведения задних ног можно с подсказкой в виде хлыста. Всадник должен делать легкие полуодержки в такт движениям и, активизируя шенкель, подбирать лошадь, заставляя ее эластично и энергично переступать диагональными парами ног. Короткие подсказки хлыстом сверху по предплечью в момент подъема ноги могут побуждать лошадь выше поднимать передние ноги.
При выполнении пиаффе всадник может, усиливая посыл шенкелем, заставить лошадь продвинуться вперед на несколько метров. Лошадь вполне в состоянии сохранить плавность и завершенность нескольких шагов, но долго сохранять равновесие невозможно. Чтобы восстановить его, необходимо двинуть лошадь вперед собранной рысью. Переход на пассаж через собранную энергичную рысь повторяют, пока лошадь не научится прямо переходить с пиаффе на пассаж.
Обучение выполнению этих элементов для лошади очень утомительно физически и психически. Часто пассаж и пиаффе выполняются ею с задержкой дыхания на вдохе, что при неумелом чередовании нагрузки и интервалов отдыха может привести к проблеме с дыханием. Поэтому работать с лошадью над пиаффе и пассажем надо очень дозированно. От всадника требуется при этом максимальное внимание. Для внесения разнообразия в процесс обучения можно чередовать занятия в манеже с выездом на улицу, в лес. Чтобы облегчить лошади обучение пассажу, можно использовать для упражнений ее стремление двигаться вперед при возвращении домой.

Читайте также:
Ковбойское седло: строение, модели и крепления подпруг, фото и видео

На месте рысью, марш!

Пиаффе – это очень собранная рысь на месте с короткой, но отчетливо выраженной фазой подвисания. Ноги лошади поднимаются и опускаются в четком ритме. Согнутые задние ноги подведены под корпус, круп опущен, спина мягко работает. Лошадь совершенно не напряжена и хорошо сдает в затылке. Все время сохраняется легкий упор в повод. Лошадь должна быть уравновешена между шенкелем и поводом, причем ее округленный затылок должен находиться в самой верхней точке.
Выработать у лошади степень сбора, необходимую для выполнения пиаффе, возможно только после постепенной выездки, когда мышцы спины и задних конечностей будут вполне развиты и смогут принять вес лошади назад. Необходимыми моментами при обучении являются также: полное спокойствие лошади, ее готовность выполнить любые требования всадника, желание двигаться вперед и полная ее выпрямленность. При выполнении упражнения лошадь не должна раскачиваться или отклоняться в сторону.
Одного единственного способа обучить лошадь выполнению пиаффе не существует, поэтому от всадника требуется некоторая гибкость и фантазия. В зависимости от конституции и темперамента, некоторым лошадям свойственен более длинный высокий и замедленный вынос конечностей, другим же – укороченный низкий, но более энергичный.

Работа в руках

Особое место занимает работа в руках. Лошадь должна идти шагом, затем, пощелкиванием языка и прикосновением хлыста в наиболее чувствительном месте ее побуждают сделать несколько темпов рысью. Путем мягкого выдерживания повода и одновременного энергичного посыла хлыстом и пощелкиванием ширину рыси сокращают, пока лошадь не выполнит несколько шагов на пиаффе. Лошадь все время должна двигаться совершенно прямо, ее перед не должен отклоняться в сторону от положения задней части. Чтобы сохранить выпрямленность лошади, нужно позволять ей немного двигаться вперед.
Работать надо короткими репризами с полностью успокоенной лошадью. Если лошадь охотно и доверчиво подчиняется воздействиям средств управления, тренер может обойтись без помощника. Эта работа проводится на простой уздечке с помощью длинного хлыста. Наружный повод находится между указательным и большим пальцем, а внутренний – под мизинцем. Хлыст касается голени лошади и действует одновременно с пощелкиванием языком.
Если при работе в руках лошадь правильно переступает и передними, и задними ногами, можно переходить к работе под всадником. Всадник, сначала не касаясь повода, пассивно следует за движениями пиаффирующей лошади. Затем уже, поддерживая постоянный легкий контроль со ртом лошади и, попеременно воздействуя шенкелями и поясницей, добивается постоянного сокращения рыси, пока, наконец, лошадь не сделает несколько темпов пиаффе. Сразу после этого ее следует поощрить. Обычно, поняв, что от нее хотят, лошадь охотно повторяет упражнение.

Прямая связь

Так как работа с пассажем и пиаффе взаимосвязана, то переходы из пассажа в пиаффе (и обратно) при правильных подводящих упражнениях не будут трудны для всадника и лошади. Но если работа над этими элементами была форсирована или не планомерна, то переходы могут стать проблемой. Потеря ритма и импульса, неравномерность или вялость работы задних ног, растянутость, остановки движения, потеря равновесия лошади на переходах являются распространенными ошибками.
Итак, основные ошибки на пассаже и пиаффе:
• отсутствие проводимости, вялость движения и работы задних ног;
• недостаток импульса или отсутствие проводимости;
• неравномерная работа задних ног лошади;
• закрепощенная спина, отчего пассаж и пиаффе становятся скованными;
• раскачивание из стороны в сторону задними или передними ногами, так называемое «балансе».
Любую ошибку лошади необходимо исправлять немедленно, возвращаясь назад к подготовительным упражнениям. Элементы высшей степени сложности – пассаж и пиаффе – надо обязательно делать под наблюдением тренера, который в случае необходимости поможет и подкорректирует ошибки и недочеты.
Желаю успехов в работе с Вашими лошадьми! зм

Читайте также:
Одежда для лошади: уздечка, мартингал, седло, попона, фото

Пиаффе

Автор: Марина Красильщикова

Пиаффе — это абсолютный сбор на рыси. На пиаффе лошадь двигается на месте или с продвижением вперед на расстояние одного копыта. Лошадь сгибает и подводит под центр тяжести задние конечности и сокращает рамку. Круп опускается, спина округляется и перед лошади поднимается.

Долгосрочная цель гимнастики EquiFit — развитие максимальной способности задних ног сгибаться с тем, чтобы лошадь могла нести себя (и всадника) на заду.

Пиаффе является великолепным средством для усиления гибкости суставов задних ног и развития их мускулатуры.​

При правильном выполнении пиаффе:

  • Задние ноги лошади сгибаются в верхних суставах
  • Круп опущен
  • Поясница округлена
  • Передние ноги перпендикулярны груди
  • Отсутствует толчок задних ног вперед, он направлен вверх

Породные особенности

От породы вашей лошади может зависеть то, как будет выглядеть ее вариант идеального пиаффе.

  • Иберийские лошади более гибкие в пояснице, чем лошади других пород. Им проще опустить круп, сгибаясь в крестцово-подвздошном суставе.
  • Арабские лошади чаще всего на пиаффе больше сгибают задние ноги в тазобедренном суставе
  • Третий вариант — это сгибание по большей мере в коленном или скакательном суставах.

Когда начинать учить пиаффе

Важнейший принцип воспитания лошади заключается в том, что каждое новое упражнение предъявляется лошади тогда, когда она готова начать выполнять его.

Прежде чем просить лошадь переносить свой вес на задние ноги и сгибать их, как того требует пиаффе, мы должны последовательно подготовить ее, применяя систему гимнастических упражнений.

Нельзя заставить траву расти, вытягивая ее из земли силой!

Обучение лошади упражнению

Все лошади разные и подход к обучению пиаффе может быть разным.

Два основных способа обучения лошади пиаффе:

  • Диагонализация шага (полушаги, школьный шаг)
  • Сокращение рыси
Полушаги

Полушаги или школьный шаг — упражнение, на котором мы учим лошадь сокращать толчок внутренней задней ноги до такой степени, что в какой-то момент движение диагоналей становится почти одновременным, как на такте рыси.

Не смотря на то, что две диагональные ноги на полушагах одновременно находятся в воздухе, движение все еще сохраняет четырехтактность.

Доводя полушаги до полной диагонализации и двухтактности движения, добиваются выполнения пиаффе.

Сокращение рыси

Пиаффе- это абсолютный сбор на рыси.

Постепенно сокращая рамку на рыси с использованием «собирающих» упражнений — траверс и плечом внутрь — развивается пиаффе.

«Играем» с пиаффе

Пиаффе со сгибанием и без
  • В академическом искусстве верховой езды пиаффе часто выполняют со сгибанием внутрь. При движении направо сгибание выполняется направо, при движении налево — сгибание налево.
  • Прямое пиаффе выполняют по средней линии.
  • Плечом внутрь и траверс на пиаффе улучшают сгибание обеих задних ног по отдельности.
  • Переходы на другой темп — отличная гимнастика
  • Переходы из шага, рыси и галопа в пиаффе и обратно улучшают все аллюры. Пиаффе усиливает сгибание задних ног лошади и увеличивает их несущую силу на всех аллюрах. А другие аллюры улучшают пиаффе:​
  • Шаг привносит в пиаффе спокойствия.
  • Рысь улучшает правильность постановки диагональных ног на пиаффе.
  • Галоп придает пиаффе большее амплитудности.

Пиаффе- сложное упражнение, но каждая лошадь может научиться выполнять его, если подойти к ее подготовке правильно и последовательно!

Начните с малого , проведите свою лошадь по всей системе гимнастических упражнений и в результате вы обязательно достигнете цели.

Пиаффе

Пиаффе-шаг.

Пиаффе-шаг отличается от обыкновенного шага тем, что, идя им, лошадь ставит ноги по диагонали, но, в отличие от рыси, – без моментов подвисания.

Упражнять в этом аллюре лошадь следует, когда движения на собранной рыси приобретут четкость и будут отрывистыми. При движении пиаффе-шагом всадник ведет лошадь в сильном сборе, работая шенкелями поочередно, как на испанском шаге, но более часто, и прикладывая шенкель в момент опускания односторонней с ним ноги (передней), следя за тем, чтобы в момент этого движения поднималась и односторонняя задняя нога, то есть чтобы движение было строго диагонально и отчетливо. Усиление действия шенкелей при выдержке поводьев приведет к пиаффированию. Выработать это движение можно только при очень точном и согласованном действии шенкелей с движением ног лошади. Трудность пиаффе-шага, несмотря на кажущуюся простоту, заключается в том, что подъем диагонали без подвисания значительно труднее. Иногда лошади легче перейти в рысь или даже в пассаж, чем держаться на этом шаге.

Пиаффе-шаг можно назвать скорее упражнением, чем аллюром, способствующим исполнению манежных движений, на которые требуется активная работа задних конечностей. Кроме того, такой шаг служит хорошей подготовкой для пиаффе. При выработке пиаффе-шага могут быть допущены ошибки:

1) беспрерывной работой шенкелей всадник так разгонит лошадь, что она начинает частить;

2) не чувствуя движений ног лошади, всадник принял движения стороны за движения диагонали, и лошадь пошла иноходью, от чего отучить ее становится делом трудным и продолжительным.

Пиаффе.

Можно наблюдать, как лошадь, будучи привязана или сдерживаемая поводьями, желая устремиться вперед, нетерпеливо перебирает ногами на месте, топчется. С возрастанием нетерпения это топтание становится более медленным, и слышен звук ударов копыт о землю. Лошадь переступает с одной диагонали на другую, оставаясь на месте. Это естественное пиаффе вызывается, с одной стороны, нетерпением и стремлением вперед самой лошади, а с другой стороны, удерживанием ее на месте поводьями.

Это обстоятельство и было использовано нашими предшественниками для обучения лошадей пиаффе, а именно, были изобретены пиляры, которые имели одно назначение – удерживать лошадь на месте. И наездник, действуя хлыстом, побуждал лошадь к исполнению пиаффе.

Пиаффе, как известно, – движение рысью на месте при высоком подъеме ног и медленном темпе, при котором ноги сильно согнуты в суставах. Задние ноги лошади несут большую часть всей тяжести, а передние дают только легкую опору. При высоко поставленной передней части круп лошади опущен вследствие сильного сгибания всех суставов задних ног. Поясница поднимается дугообразно. Чем энергичнее отталкиваются ноги лошади от земли и чем выше они поднимаются, и чем меньше при этом движении корпуса лошади, тем совершеннее пиаффе.

Читайте также:
Как управлять экипажем: сбруя для лошади, способы запрягания, фото

При идеальном пиаффе лошадь поднимает переднюю ногу так высоко, что предплечья становятся горизонтальными, а заднюю так, что копыто достигает половины плюсны другой ноги. Лошадь при этом находится в хорошем сборе. Стремясь все время к движению вперед, она на каждом темпе должна отжевывать удило, оставаясь на месте, так чтобы копыта ставились след в след.

В прежние времена пиаффе было очень распространено как школьное движение, и при выездке лошадей обучали пиаффе как усовершенствованию рыси еще до обучения галопу. Его также применяли как средство для исправления лошадей, не гнущих на рыси конечности, и для лошадей с так называемым волочащимся ходом. Действительно, пиаффе наилучшим образом уравновешивает лошадь. Тогда же учителя применяли пиаффе и для обучения своих учеников эластичности посадки. Учеников сажали на хорошо пиаффирующую лошадь (в пилярах) и требовали, чтобы без повода (держа руки на бедрах) и без стремян они сидели спокойно и мягко, доверчиво отдаваясь движениям лошади. И действительно, поднимающие и опускающие движения лошади на пиаффе при всей их энергии так легки, что связь всадника с седлом ни на один момент не ослабляется, и это вырабатывает чувство ритма и пластичности, ощущение уверенности и непринужденности посадки, что составляет основу хорошей езды.

Обучение пиаффе путем укорачивания пассажа.

Кажется вполне логичным, что, укорачивая с каждым уроком пассаж, можно добиться его исполнения на месте, то есть пиаффировать. Но это возможно при условии, если лошадь идет пассажем легко, сильно сгибая свои конечности. Только такой пассаж усилением шенкелей и подталкиванием лошади шпорами в темп движения всадник может сократить до пиаффе. При сокращении пассажа все время подталкиваемая шпорами лошадь будет нарушать контакт повода усиленным сбором и желанием встать за поводом, спрятаться за него. Этим обстоятельством и должен воспользоваться всадник, так как в эти моменты лошадь двигается наиболее короткими и высокими шагами пассажа, близкими к пиаффе. Однако это нарушение контакта не должно быть продолжительным, и всадник в любой момент должен уметь восстановить его. Задача наездника – вести лошадь в таком точном равновесии, чтобы она, собираясь, была на грани положения за поводом, но не шла бы за ним.

Хорошей подготовкой для пиаффе служат боковые движения на пассаже, и самым выгодным моментом их следует считать переход от бокового движения в одну сторону к боковому движению в другую. В этот момент равновесие лошади так неустойчиво, что малейшая задержка вызывает движение на месте.

Обучение пиаффе с шага.

Если лошадь не обучена пассажу, то научить ее пиаффе можно и с места, и с шага. Лучше предварительно поставить лошадь на пиаффе-шаг.

Всадник, ведя лошадь пиаффе-шагом, пробует отступать вправо или влево от прямой линии. Особенную точность ощущений дает переход от движения влево к движению вправо и наоборот. В эти моменты всадник прибегает к большей полуодержке, не прекращая работы шенкелей и не давая лошади прекратить движения пассажа. На каждой такой полуодержке (когда лошадь, замедлив движение, не прекратила работать ногами), всадник гладит и ласкает лошадь. Он терпеливо доводит эти полуодержки до пиаффе, на котором работа шенкелей не замирает, а побуждает лошадь все к новым и новым отталкиваниям. Полученное таким образом пиаффе вначале, быть может, не будет иметь воздушности и шаги его будут несколько вязнущие. Остается в дальнейшем оживить их с помощью шпор.

О действии шенкелей и поводьев при пиаффе.

Разница в помощи шенкелей на пиаффе по сравнению с пассажем заключается в том, что на пассаже шенкель прикладывают к боку лошади в момент приподнимания, а на пиаффе – в момент опускания односторонней с ним задней ноги лошади. Таким образом, задняя нога лошади на пиаффе, опускаясь на землю и наталкиваясь боком этой же стороны на шенкель, как бы сама подстегивает себя. Учащенное действие шенкелей вызывает и более учащенные шаги лошади на пиаффе.

Умение держать повод на пиаффе заключается в том, чтобы вести лошадь в таком точном равновесии, при котором она находилась бы на грани положения «за поводом», но не встала бы за него. Совершенствуя пиаффе, наездник в первую очередь совершенствует точность опоры лошади на повод, без чего немыслима и точная работа ног. Легкость повода и стремление лошади к постоянному упору на него легче всего исправят все недостатки в движениях. Вначале не следует гнаться за высотой движений, а лучше добиваться ровного темпа и чистоты его.

Возможные ошибки

Частое, торопливое пиаффе без достаточного подъема ног.

Этот вид пиаффе доступен каждой лошади. Исполняя его, лошадь почти не поднимает диагонально расположенные ноги, а только намечает движение, иногда даже не отделяя от земли зацепов копыт. В начале обучения каждое пиаффе бывает частым, и дело дрессировщика – добиться постепенно более редких темпов, как и при выработке рыси. Пиаффируя, лошадь часто выказывает свое нетерпение, следовательно, импульс энергии уже есть, и наезднику остается только пользоваться ею и направлять ее. Это значительно лучше, чем если мы имеем дело с вялой, ежесекундно желающей остановиться лошадью, требующей побуждения при каждом шаге. Совершенно напрасны старания некоторых дрессировщиков с первых же уроков пиаффе получить высокие и редкие темпы. Ведь трудность исполнения лошадью пиаффе заключается в удержании равновесия, находясь на одной диагонали. Вполне понятно, что только постепенными упражнениями она может быть приучена к медленному пиаффе, когда хорошо уравновесится в этом новом для нее движении. Добиться редкого пиаффе с выдержкой в воздухе диагонально расположенных ног можно при глубокой спокойной посадке на балансе, нерезком посыле шпор и при спокойном прикладывании шенкеля к боку лошади в момент опускания ее бедра.

Читайте также:
Как научить лошадь давать ногу: подготовка, балансирование, инструкция

Лошадь слишком подводит задние ноги и недостаточно активно работает ими.

Некоторые лошади при пиаффе высоко и ритмично поднимают и опускают передние ноги, задние же ноги так далеко подводят под корпус, что они не в состоянии отделяться от земли. Чем настойчивее наездник требует шенкелями работы задних ног, тем больше опоры на них ищет лошадь и тем слабее становятся пружины задних ног. К такому пиаффе будут склонны лошади, имеющие слишком раскрытые углы скакательных суставов (саблистые), и лошади, имеющие утрированные движения рысью с высоким поставом передней части (идущие высоко на прямых несогнутых задних ногах).

Для того чтобы возбудить энергию задних ног и придать крупу большую подвижность, надо чаще упражнять лошадь в откидывании задней части то в одну, то в другую сторону, держа ее больше в равновесии на центре. Так как лошадь от действия шенкелей уже привыкла сильно подводить под центр задние ноги, то энергия шенкелей не должна переходить за пределы. Все свое внимание дрессировщик должен сосредоточить на работе задних ног лошади и немедленно поощрять сглаживанием малейшее их оживление от шенкеля или шпоры. При исполнении пиаффе на лошади с таким недостатком сначала следует пройти тротом в два следа то в одну, то в другую сторону, а само пиаффе делать с некоторым движением вперед. Как только замечают, что задние ноги перестают работать, лошадь заставляют идти в два следа. Итак, лучшим моментом для пиаффе будет использование перехода от бокового движения в одну сторону к боковому движению в другую сторону. Пусть первые темпы пиаффе будут несколько балансирующими, это не беда, лишь бы движение задних ног не угасло. При работе таких лошадей пилярные поводья привязываются к столбам ниже и короче, чтобы дать больше свободы задним ногам и ограничить движения передних ног. При работе такой лошади «в руках» не следует ставить за ней помощника-бичевого, а лучше самому тушировать в обратном направлении, то есть с передней части корпуса на заднюю, не позволяя ей делать задними ногами длинных шагов.

Лошадь высоко бросает задние ноги.

Это искажение пиаффе опасно тем, что лошадь склонна встать за поводом. Особенно опасно с лошадьми сильными и упрямыми от природы.

Исправляя этот недостаток, следует посылать лошадь исключительно вперед, с некоторым переносом тяжести назад. Чтобы заставить лошадь выше поднимать передние ноги, прибегают к тушированию. А для большей подвижности передних ног приходится применять балансирование, перенося тяжесть с одной стороны передней части на другую и обратно, что облегчает подъем передних ног лошади. Полезна также работа на развязках или в пилярах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Как научить лошадь поклону: подготовка, способы дрессировки

  • Как научить лошадь целоваться
  • Виды кранча
  • Как научить лошадь давать “лапу”
  • Как научить лошадь стыдиться
  • Обучение лошади переднему кранчу
  • Команда “лежать”

Как научить лошадь целоваться

Для того, чтобы научить вашего питомца целовать вас в щёку, понадобятся две вещи:

  1. Яблоко или морковь.
  2. Немного свободного времени.

  • Возьмите любимое лакомство и подойдите к лошади. Покормите её. Затем возьмите ещё и отойдите на несколько шагов. Протяните угощение вашему питомцу на вытянутой руке. Позвольте ему самому подойти и взять его с руки.
  • Следующую порцию лакомства держите в руке около своей щеки. Скажите «целуй». Чтобы получить награду, лошади придётся прикоснуться к вашей щеке.
  • Последнее действие нужно повторить несколько раз, не забывая произносить команду вслух. Через некоторое время нужно сказать «целуй» до того, как ваша лошадь получит лакомство.
  • После того, как она правильно отреагирует на это, очень щедро поощрите её. Занимайтесь регулярно, что бы вашему питомцу было легче запомнить эту команду.

Лошадь целует в щеку

Виды кранча

Различают передний и задний кранч. Выполнение переднего кранча лошади напоминает утреннее потягивание: ноги вытянуты вперед, голова лошади находится между ними. Во время данного упражнения тело лошади находится в глубоком прогибе, что благоприятно сказывается на растяжке мышц шеи лошади и передних ног.

Задний кранч у лошадей напоминает геометрическую фигуру – трапецию, благодаря которой у данного упражнения есть еще одно название. При выполнении трапеции работают мышцы (органы движения) и задних, и передних ног, а в зависимости от положения головы – спинные мышцы.

То, как научить лошадь делать кранч зависит в большей мере от степени доверия животного к обучающему человеку. Лошадь, являясь травоядным животным, сильно подвержена страхам и при возникновении стрессовых ситуаций будет стремиться уйти от них. Поэтому при обучении очень важно создать доверительную атмосферу, в которой лошадь будет чувствовать себя в безопасности.

На первых этапах обучения в качестве мотивации может выступать лакомство, которое дают, заведя руку с ним сзади между передними конечностями лошади.

Лакомство для мотивации

Когда питомец потянется за вашей рукой нельзя давать ему переступать ногами. С каждым пройденным этапом обучения держим лакомство как можно ниже, для того чтобы лошадь глубже опустила голову. Чтобы ученик сохранял неподвижность в данном положении как можно дольше – прикармливаем его. После того как лошадь научилась легко выполнять трюк, использовать лакомство рекомендуется только после завершения упражнения.

Читайте также:
Виды подков для лошадей: стандартные, спортивные, легкие, фото

Как научить лошадь давать “лапу”

  1. Подойдите к лошади и возьмите её за переднюю конечность так, чтобы она немного её приподняла. Произнесите «дай лапу». Немного подержите её ногу и отпустите. Угостите лакомством.
  2. Затем снова, произнеся команду, хлопните лошадь по той же ноге. Если она правильно отреагирует — поощрите её, если нет, повторите первое действие.
  3. Когда лошадь начнёт делать то, чего вы от неё хотите, можно переходить к следующему шагу.
  4. Встаньте перед лошадью. Укажите рукой на нужную ногу и четко произнесите «дай лапу».
  5. Если лошадь сделает это, не забудьте угостить её лакомством. Если нет, снова вернитесь к предыдущим действиям.

Механическая стимуляция конечности

Имейте терпение. Лошадь – очень умное животное. Рано или поздно она начнёт понимать и выполнять эту команду. Когда этот уровень будет окончательно усвоен, начните учить вашего питомца делать всё то же самое с другой ногой. Но будьте очень внимательны, никогда не поощряйте лошадь, если поднимает переднюю конечность без вашей команды. Лучше сразу научить её следующей команде «поставь».

Когда нога поднята, чётко произнесите «поставь», и подтолкните ногу вниз. Когда лошадь послушается, покормите её любимым лакомством и похвалите. Делайте это щедро каждый раз, когда она правильно выполнит команду.

Как научить лошадь стыдиться

Для этого, опять-таки, понадобится только терпение и какое-нибудь лакомство. Вообще, эти два компонента самые главные составляющие большей части обучения. Если вы действительно задумались, как научить лошадь командам, надо это запомнить:

  1. Так вот, чтобы научить вашего любимца «стыдиться» нужно взять лакомство в руку, и завести её за спину так сильно, что бы морковь или яблоко слегка выглядывали из-под другой руки.
  2. Вторая рука должна быть поднята и находиться на уровне плеча. Повернитесь так, чтобы ваша лошадь видела угощение. Произнесите «стыдись», и позвольте ей забрать лакомство. Чтобы сделать это, ей придется подлезть под поднятую руку. Именно в этом упражнении очень важен тон, которым вы произносите команду.
  3. Надо обязательно произносить «стыдись» с укором. Повторяйте вышеперечисленные действия до тех пор, пока лошадь сразу же не начнёт реагировать на эту команду.
  4. Каждый раз, когда голова лошади будет подсовываться под руку, награждайте её лакомством и обильной похвалой. Чтобы животное не уставало, делайте занятия короткими и регулярными.

Обучение лошади переднему кранчу

После того, как питомец освоил передний кранч и улучшил растяжку передних ног, можно приступать к обучению трапеции. Для выполнения этого упражнения нужно обучить лошадь как можно сильнее тянутся вперед, до тех пор, пока задние ноги полностью не распрямятся.

Для того, чтобы научить лошадь делать задний кранч можно использовать несколько способов:

  • Подсказки;
  • Поощрение во время того, как лошадь непроизвольно занимает нужное положение;
  • Ограничители движения или маркеры.

При использовании способа «подсказок», обучающий должен самостоятельно переставить ноги животного в нужное положение. Важным частью обучения таким способом является мотивация. Если лошадь настроена на обучение и чувствует себя в безопасности, то будет стремиться понять каждую из ваших подсказок и выполнить все, что от нее требуется. При последующем повторении упражнения лошадь инстинктивно вспомнит то, что он нее требуется и займет нужное положение.

У данного способа есть существенное преимущество – за счет морального подкрепления, похвалы, нет необходимости в лакомствах во время трюка. Можно угостить уже после выполнения задания.

Минусом способа является то, что питомец может стоять без движения в ожидании, пока вы сами передвинете его ноги. Но это можно компенсировать за счет положительной мотивации и легких прикосновений к ногам лошади, сопровождаемых мягкими командами.

Легкие прикосновения к ногам лошади

При использовании второго способа достаточно дождаться пока лошадь сама встанет в «трапецию». Они очень любят это упражнение, поэтому долго ждать не придется. Если при общении с питомцем был пойман такой момент, его необходимо зафиксировать – даем лакомство, хвалим, произносим голосовую команду.

Преимущество данного способа делания кранча – лошадь может научиться повторять этот трюк мгновенно.

К минусам можно отнести невозможность дать подсказку животному, если оно не в настроении выполнить упражнение самостоятельно.

Ограничители движения или маркеры призваны для того, чтобы дать понять лошади в каком положении должны находиться ноги.

Ограничители могут быть двух видов:

  • маркер, на который нужно наступить;
  • маркер, ограничивающий движение.

Ограничитель движений

Создать ограничитель первого вида можно самостоятельно с помощью картона, вырезав из него квадрат. Обучая питомца ставить на маркер ноги, увеличиваем расстояние, вынуждая лошадь передвигать ноги дальше. После того, как трапеция выполнена, можно убрать картон, т.к. ученик запомнил положение своего тела и сможет повторить трюк без дополнительного оборудования.

Для запрета перемещения задних ног в качестве маркера можно использовать любой длинный предмет шириной до 1 метра, например, бревно. Заступив за такой ограничитель передними ногами, питомец должен понять, что задними ногами переступать нельзя.

Довольно часто при обучении лошади кранчу используют сочетание способов – подсказки с поощрением, что помогает питомцу быстрее понять задание.

Таким образом, мы узнали, как научить лошадь делать кранч двух видов – переднего и заднего, а также то, что любое обучение лошади должно начинаться с установления доверительных отношений между вами и вашим питомцем. При выполнении заднего кранча лошадь чувствует себя особенно уязвимо и только с другом, а не учителем, сможет насладиться упражнением.

Команда “лежать”

Вышеперечисленные команды достаточно просты, и не требуют особых навыков от вас, и вашего питомца. Поэтому сначала лучше освоить их, а потом уже переходить к более сложным, таким как «испанский шаг» или «лежать». Для этого потребуется специальная подготовка. Для команды лошади «лежать», например, сначала нужно научить вашу лошадь сидеть. И, чтобы не навредить её здоровью, придётся либо обратиться к профессиональному тренеру, либо очень тщательно изучить вопрос.

В общем, чтобы научить лошадь командам, вам нужно быть очень внимательным и терпеливым. Старайтесь не перенапрягать её. Чем комфортней себя чувствует ваш питомец, тем лучше он усваивает информацию. Занимаясь регулярно, вы и сами сможете кое-чему научиться. Например, лучше понимать его. И чем больше вы занимаетесь, тем больше возникает взаимопонимания.

Читайте также:
Амуниция для всадника: стремяна, путилища, подпруги, вальтрап и потник, фото

Будьте внимательны, слушайте друг друга, и вы сможете освоить даже самые сложные и опасные трюки, которые смогут удивить и порадовать вас самих и ваших друзей.

https://artofhorsemanship.ru

Пиаффе

Пиаффе — это абсолютный сбор на рыси.

На пиаффе лошадь двигается на месте или с продвижением вперед на расстояние одного копыта. Лошадь сгибает и подводит под центр тяжести задние конечности и сокращает рамку. Круп опускается, спина округляется и перед лошади поднимается.

Сбор от зада

Чтобы лучше понять принцип пиаффе, давайте посмотрим на рамку на рыси.

У рыси есть две крайности: пиаффе и прибавленная рысь.

Наибольший сбор происходит на пиаффе, наибольшее удлинение — на прибавленной рыси.

Цель

Долгосрочная цель гимнастики — развитие максимальной сгибательной способности задних ног с тем, чтобы лошадь могла нести себя (и всадника) на заду.

Это так называемое переведение лошади из естественного баланса в баланс на заду.

От естественного баланса (красный) через горизонтальный (желтый) к балансу на заду (зеленый)

Пиаффе является великолепным средством для усиления сгибательной способности задних ног и укрепления их мускулатуры.

При правильном выполнении пиаффе:

  • Задние ноги лошади согнуты в верхних суставах
  • Круп опущен
  • Поясница округлена
  • Передние ноги перпендикулярны груди
  • Отсутствует толчок задних ног вперед, он направлен вверх

Пиаффе

Породные особенности

От породы вашей лошади может зависеть то, как будет выглядеть ее вариант идеального пиаффе. Например:

Суставы верхней части задней ноги лошади

  • Иберийские лошади более гибкие в пояснице, чем лошади других пород. Им проще опустить круп, сгибаясь в крестцово-подвздошном суставе.
  • Арабские лошади чаще всего на пиаффе больше сгибают задние ноги в тазобедренном суставе

Третий вариант — это сгибание по большей мере в коленном или скакательном суставах.

Когда начинать учить пиаффе?

Важнейший принцип воспитания лошади заключается в том, что каждое новое упражнение предъявляется лошади тогда, когда она готова начать выполнять его.

Нельзя заставить траву расти, вытягивая ее из земли силой!

Прежде чем просить лошадь переносить свой вес на задние ноги и сгибать их, как того требует пиаффе, мы должны последовательно подготовить ее, применяя систему гимнастических упражнений.

Пирамида гимнастики

Обучение лошади упражнению

Обычно пиаффе учат сначала с земли, начиная с полушагов.

Первый путь — это диагонализация шага.

Полушаги (начало пиаффе)

Второй путь — это сокращение рыси.

Сокращая полушаги, в итоге добиваются выполнения пиаффе.

Как только лошадь впервые правильно выполнит пару темпов пиаффе, остановите ее и очень сильно похвалите.

Требуются годы для того, чтобы лошадь смогла делать отличное пиаффе, но тренируя его, лошадь становится сильнее, гибче и маневренней.

Команды (под седлом)

Сбор и подъем плечей происходит тогда, когда задние ноги лошади подводятся под центр тяжести.

Густав Штайнбрехт

Это должно выполнятся на минимально возможную команду руки всадника:

  • Внутренний шенкель всадника просит движения вперед внутренней задней ноги лошади, внешний шенкель — того же от внешней задней ноги. Таким образом добиваются подведения под центр тяжести обеих задних ног.
  • Можно слегка дотрагиваться хлыстом до основания хвоста лошади, чтобы стимулировать ее опустить круп.
  • Всадник открывает седалище и шлюс, чтобы дать возможность спине лошади подняться. Всадник должен сидеть спокойно.
  • Всадник наклоняет таз и переносит вес на задние ноги лошади.
  • Полуодержками перебалансируйте лошадь на зад.
  • Когда задние ноги подведутся под центр тяжести, всадник почувствует увеличение легкости на руку.

Вариации

    • В академическом искусстве верховой езды пиаффе часто выполняют со сгибанием внутрь. При движении направо сгибание выполняется направо, при движении налево — сгибание налево. Прямое пиаффе выполняют по средней линии.
    • Плечо внутрь и траверс на пиаффе улучшают сгибание обеих задних ног по отдельности.
    • Переходы на другой темп — отличная гимнастика.
    • Переходы из шага, рыси и галопа в пиаффе и обратно улучшают все аллюры. Пиаффе усиливает сгибание задних ног лошади и увеличивает их несущую силу на всех аллюрах. А другие аллюры улучшают пиаффе:
      • Шаг привносит в пиаффе спокойствия.
      • Рысь улучшает правильность постановки диагональных ног на пиаффе.
      • Галоп придает пиаффе большее апмлитудности.
    • Пируэт на пиаффе можно начинать делать тогда, когда лошадь сможет выполнять длинные серии ровных темпов пиаффе.
    • Работа в пилярах является альтернативным методом обучения пиаффе.

Пиаффе является подготовительным упражнением для пассажа и ключем к Высшей школе.

Вывод

Пиаффе- сложное упражнение, но каждая лошадь может научиться выполнять его, если подойти к ее подготовке правильно и последовательно!

Начните с малого , проведите свою лошадь по всей системе гимнастических упражнений и в результате вы обязательно достигнете цели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: